Институциональное строение системы предпринимательства

Китайское правительство целенаправленно создавало рыночные отношения "снизу"; оно перевело сельское хозяйство и негосударственный торгово-промысловый городской сектор на рыночные, конкурентные механизмы. И довольно быстро этот "ярус" экономики с точки зрения институциональных агентов рынка стал представлять собой миллионы малых предприятий, которые вскоре стали в массовом порядке вторгаться во все отрасли экономики, особенно в отрасли услуг и промышленное ремесленничество. Государственный сектор, оставаясь объектом планового директивного распределения, был преобразован в компании, действующие на классических рыночных принципах. Это и была так называемая двухколейная концепция, реализация которой на первом этапе привела к появлению крупных государственных рыночных компаний; на втором этапе - стали формироваться средние и крупные частные акционерные компании, одновременно появлялись частные банки и иные финансовые учреждения, создавая финансово-кредитную инфраструктуру для рыночной экономики. Однако в экономике все еще преобладают мелкие и средние промышленники (торговые, пищевые и тому подобные фирмы); быстро возрастает их численность в ИКТ; они занимают видные позиции во внешней торговле. Их доля в создании ВВП превышает 60%, а численность занятых - свыше 70% всего занятого населения страны.

Таким образом, современная китайская экономика - это мощный хозяйственно-финансовый механизм, состоящий из множества отраслей и сфер производства и услуг, различных компаний: государственных, частных, акционерных кооперативных, индивидуальных, иностранных. Все они образуют смешанную экономику на вполне рыночной базе. Главными ее особенностями являются, во-первых, разнородность структур, т.е. сочетание самых передовых и крайне отсталых форм; во-вторых, использование во многих областях передовых технологических достижений Запада; в-третьих, беспрецедентные темпы экономического роста со времени начала реформ в 1978 г.

Когда именно и каким образом Китай стал второй промышленной державой мира, мы поясним ниже.

Стратегия реформирования: социалистическая рыночная экономики

Двухколейный переход. Основная стратегия Китая при переходе от жесткого централизованного планового хозяйства к рыночной системе заключается в постепенной децентрализации принятия важных экономических решений, включая либерализацию государственной и негосударственной экономики. Это, прежде всего, касается сельского хозяйства, в котором до начала реформы доминировали сверхкрупные, крайне неэффективные сельскохозяйственные бригады. Они хотя и не являлись собственно государственным сектором, были жестко регламентированы в своей деятельности, а крестьяне получали за свой труд лимитированное количество продуктов для пропитания. Эти огромные, крайне неэффективные бригады были распущены, а крестьяне получили возможность взять землю в аренду и, опираясь на помощь властей (прежде всего кредитную), начать производство тех видов продукции, которые они свободно выбирали сообразуясь с реальной обстановкой. Такая же политика проводилась и в отношении широко разветвленного кооперативно-промыслового сектора в мелкой городской промышленности. Отметим, что занятость в этих отраслях и сферах была огромной - 3/4 всего населения Китая. Таким образом, рынок, т.е. капиталистические хозяйственные отношения, стал создаваться первоначально "снизу", в массе потребительского сектора. Затем данный подход стал внедряться в плановую (государственную) экономику, во все области принятия решений: преобразования в секторах и отраслях, установление рыночных цен (без вмешательства государства, хотя контроль здесь существует и достаточно жесткий), реструктуризацию предприятий, региональное развитие, регулирование валютного обмена, налоговые отношения между центральной властью, провинциями и органами местного самоуправления, эмиссию национальной валюты (юаня). Типичный пример "двухколейного перехода" предполагает следующие эволюции:

o открытие свободного рынка без изменения при этом объемов госпоставок по более низким плановым ценам;

o постепенное изменение плановых цен с целью выхода на уровень рыночных цен. На поставки, закупаемые по плановым ценам, обычно устанавливалась квота, если их объем со временем не снижался;

o субъекты рынка не были связаны никакими ограничениями, действуя на основе уставных положений, зарегистрированных соответствующим государственным органом.

"Двухколейный подход" был введен в конце 1978 г. при быстрой и всеобщей либерализации сельскохозяйственного сектора, в то время как промышленный сектор продолжал существовать в условиях традиционного центрального планового управления. Рассмотрим структурные различия и их влияние на характер реформ.

Исходные позиции. В 1978 г. (время начала первых реформ) в получившем значительные субсидии государственном промышленном секторе Китая была занята сравнительно небольшая часть рабочей силы - 18%, в то время как в сельскохозяйственном секторе, не имевшем субсидий от государства, было занято около 75% всей рабочей силы (7-8% населения трудились в сфере услуг). Поэтому выбор сектора, где была занята подавляющая часть населения, при том что уровень его жизни был на порядок ниже по сравнению с городскими рабочими государственного сектора, был стратегически верным и привел в движение колоссальные крестьянские массы. Крестьяне реально почувствовали свой интерес в реформах. Так, руководящие круги сделали почти все население своими союзниками в проведении крупнейших радикальных реформ за всю историю этого великого государства.

Практика уже первых лет реформенного развития показала, что естественный путь к рынку - развитие многообразных по формам собственности хозяйств: коллективных, единоличных, частных, полностью иностранных и совместных (с иностранным участием). Продвигаясь по такому пути, можно не только обеспечить быстрый рост субъектов рынка, но, меняя структуру национального хозяйства по формам собственности, корректировать также структуру инвестиций и производства в сторону приближения их к реальным потребностям экономики и социальной сферы.

Важно отметить, что реформы, проведенные на селе, непосредственно способствовали быстрому росту производительности в сельском хозяйстве. Несмотря на сохранение многих государственных хозяйств, более быстрыми темпами растет сектор семейных, коллективных, кооперативных, индивидуальных хозяйств. Интенсивное развитие аграрного сектора обеспечивается главным образом негосударственными промышленными и финансовыми секторами.

Субъекты рынка формировались не через разрушение существующих государственных структур, а путем их преобразования и заполнения пустующих "брешей" новыми коммерческими структурами. Таким образом, с первых шагов реформа работала на уменьшение традиционной для социализма дефицитности экономики. В этих целях не только мобилизовывались внутренние ресурсы, но и активно привлекались зарубежные капиталы. Стимулируя хозяйственную инициативу на микроуровне, руководство страны не выпускало из рук макроконтроль над экономикой и в периоды опасного нарастания ее несбалансированности немедленно принимало контрмеры.

Изучив собственный и зарубежный опыт, правительство пришло к выводу о необходимости осуществлять реформу не по чужим рецептам, а исходя из особенностей страны, и решительно встало на путь "строительства социализма с китайской спецификой". Это предполагало серьезный учет такого основополагающего фактора, как огромная численность населения в условиях ограниченности ресурсов.