Институциональная эффективность
Дискуссии о природе эффективности современных компаний не заканчиваются на анализе противопоставления релятивной и абсолютной ее интерпретаций. Неоинституциональная методология исследования социально-экономических процессов позволила взглянуть на данную проблему с иной точки зрения. И абсолютное, и релятивное понимания эффективности исходят из наличия некоторого континуума – от в высшей степени эффективных организаций до организаций совершенно неэффективных. Но в значительном числе случаев владельцев бизнеса и людей, работающих в организации, интересует вопрос: будет ли существовать организация вообще. Здесь эффективность связывается с выживанием и приобретает дискретный характер. Эффективные организации – те, которые продолжают существовать в своем окружении, неэффективные организации исчезают.
Экономисты неоинституционального направления, анализируя не только коммерческие предприятия, но и организации общественного сектора, пришли к выводу, что в современном социально-экономическом пространстве существует два различных типа окружения – техническое и институциональное. В рамках технического окружения существование организации зависит от успеха в конкурентной борьбе и прибыли. В институциональном окружении организации исчезают из-за несоблюдения установленных правил (формальных и неформальных). Школа, больница, университет закрываются не потому, что они принесли маленький доход, а потому что нарушили стандарты своей деятельности. Такое понимание эффективности можно назвать институциональным. Применение релятивного подхода к организациям общественного сектора вообще может оказаться абсурдным. Например, больница будет приносить максимум дохода, если люди часто болеют. В этом случае руководство и персонал больницы или медицинского центра должны либо обнаруживать несуществующие в реальности болезни у пациентов, либо способствовать повышению уровня заболеваемости. На самом деле нечто подобное часто происходит в негосударственных платных медицинских структурах.
В реальности четкой границы между техническим и институциональным окружением не существует. Любая организация, даже самая коммерческая, должна подчиняться определенным правилам и ожиданиям людей. Ресторан может приносить громадную прибыль и даже быть широко известен, но будет закрыт, потому что там нарушаются санитарно-гигиенические нормы, нормы пожарной безопасности и др. Точнотак же может повлиять на его закрытие и несоблюдение неформальных правил. Трудно себе представить в центре Москвы эффективно работающий корейский ресторан, где в качестве горячего подают наряду с прочим собачье мясо. Такое заведение неминуемо столкнется с сопротивлением со стороны общественности даже в отсутствие запрещающего закона.
Обретение эффективности современной организацией осуществляется тем самым по трем направлениям: релятивному, абсолютному и институциональному. Каждое из них требует от организации специальных усилий и специфическим образом соотносится с традиционными видами организационной деятельности. Так, производство товаров и услуг воздействует на релятивную эффективность (получение дохода) и на абсолютную эффективность (формирование благоприятных имиджа и репутации у разнообразных аудиторий). Деятельность по развитию социальной ответственности корпорации воздействует на повышение абсолютной эффективности и одновременно формирует предпосылки для эффективности институциональной. Репутация и имидж зарабатываются благодаря не только качеству производимой продукции, но и вложениям в социально значимые сферы жизнедеятельности людей – экологию, спорт, поддержку нуждающихся и т.п. IKEA известна не только как производитель относительно недорогой и надежной мебели, но и как спонсор организации "Гринпис", вкладывающий громадные деньги в восстановление лесов в бассейне Амазонки. Влияние социальной ответственности на институциональную эффективность организации связано с формированием ожиданий людей. Если фирма ведет себя ответственно, не нужно принимать специальные законы, ограничивающие ее деятельность. В случае конфликта с общественностью такая организация вправе требовать для себя "снисхождения" вследствие приверженности не только эгоистическим интересам владельцев, но и интересам общества.
Третье возможное направление деятельности организации по повышению своей эффективности – это лоббирование. Оно под силу крупным организациям или отраслевым и региональным объединениям. Лоббирование непосредственно воздействует на институциональную эффективность, способствуя принятию выгодных для организации законов и не дает принимать законы и подзаконные акты, ущемляющие ее интересы. При этом активное лоббирование, несомненно, повышает и релятивную эффективность, так как благодаря некоторым введенным правилам (например, протекционистским мерам) доход организации будет увеличиваться.
Схематично соотношение видов деятельности организации и направлений обретения ею эффективности показано на рис. 12.2. У различных организаций это соотношение может быть разным, т.е. треугольник в центре не будет равносторонним. В целом же в постиндустриальном обществе эффективность не одномерна, а представляет собой сложный синтез экономических и социальных компонентов. Только их оптимальное сочетание может обеспечить организации выживание и конкурентоспособность.
Рис. 12.2. Соотношение видов эффективности и направлений деятельности организации