Лекция 9. ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИЕЙ И СОЦИОЛОГИЕЙ

После изучения материала данной главы студент должен:

знать

• основы взаимосвязи политической философии и политической социологии, узлы пересечения предмета исследования этих дисциплин;

• понятийно-категориальный аппарат политической философии и политической социологии;

• наиболее крупных ученых, которых можно назвать одновременно политическими философами и политическими социологами;

уметь

• определять различия и взимодополняемость политической социологии и политической философии на примерах узлов пересечения предмета исследования, близости их социально-философской и теоретической базы;

владеть

• способностью объяснить необходимость разделения политической философии и теоретической социологии в качестве самостоятельных сфер научного знания.

Современные индустриально развитые страны невозможно представить без более или менее четкого разграничения между гражданским обществом, производственно-хозяйственной или экономической и политической системами, каждая из которых выполняет свои особые функции. Тем не менее они теснейшим образом связаны между собой и дополняют друг друга. Природа власти и государства раскрывается и реализуется в его взаимодействии с обществом. Общество и система государственной власти имеют постоянные прямые и обратные связи друг с другом. Эти связи подвергается трансформациям в соответствии с изменяющимися интересами и потребностями общества.

Основы взаимосвязи политической философии и политической социологии

Этим во многом объясняется тот факт, что политология, политическая философией и политическая социология связаны между собой тесными узами, стыковками комплексов проблем на полях пересечения гражданского общества и мира политического, общим понятийно-категориальным аппаратом, методологией и методами исследования. Как нельзя лучше суть этой связи выразил французский философ М. Мерло-Понти: "Философия и социология долгое время находились в состоянии разъединения, и таким образом их соперничество скрадывалось, но это достигалось только ценой отказа от всякой почвы сближения, за счет стеснения их роста и потери взаимопонимания, то есть ценой непрерывного кризиса культуры. Ныне исследовательский дух как всегда опроверг запреты, и нам кажется, что прогресс философии и социологии позволяет сегодня пересмотреть их взаимоотношения"[1].

Как представляется, Мерло-Понти несколько преувеличивает факт расхождений между двумя дисциплинами. Как уже указывалось в гл. 4, политология, политическая философия и политическая социология формировались и развивались в органической взаимосвязи друг с другом. С рассматриваемой точки зрения особо важное значение имеет тот факт, что крупные ученые Нового времени, что особенно отчетливо видно на примере XVIII–XIX вв., выступали одновременно в ипостасях политологов, социологов и политических философов.

Особенно тесна взаимосвязь между политической философией и теоретической социологией. Политическую философию по большому счету трудно понять без соответствующих теоретических социологических разработок. В свою очередь самой политической социологии не чужда философская рефлексия. Она притязает на создание всесторонней социально-философской концепции.

Для правильного понимания данного тезиса необходимо учесть, что социализация, в том числе политическая социализация человека, формирование его ценностей, интересов, приверженностей, поведенческих стереотипов, установок и других личностных характеристик происходят в гражданском обществе.

Как уже указывалось, существует комплекс промежуточных институтов, соединяющих гражданское общество и мир политического в единое органическое целое. Эта целостность служит объектом исследования политической науки, социологии, истории, правоведения и ряда других научных дисциплин. Среди них по значимости не последнее место занимают политическая философия, политическая социология и политическая социология.

При оценке этих доводов и аргументов следует учесть, что мир политического имеет системный, структурный и функциональный аспекты. Растущая дифференциация на всех уровнях и во всех сферах общественной жизни ведет к тому, что различные социальные организации, феномены и процессы, такие как семья, труд, образование, культура, пользуются всевозрастающей автономией.

Но это не означает, что они отгораживаются друг друга и функционируют сами по себе. Скорее наоборот. Эволюция современного общества представляет собой двуединый процесс, одной из сторон которого и является возрастание дифференциации. Другая же его сторона состоит в увеличении, расширении, появлении новых форм взаимозависимости различных сфер, институтов, организаций, заинтересованных групп. Эти последние становятся более специализированными, но в то же время они в большей степени нуждаются в ресурсах друг друга. Разворачиваются более сложные и многосторонние процессы взаимного обмена и взаимного стимулирования в самом широком значении этих слов как в позитивном, так и негативном аспектах.

Эти тенденции создают дополнительные стимулы к сближению и взаимопроникновению предметов исследования политологии, политической философии и политической социологии. Можно даже утверждать, что они имеют единый комплекс предметов исследования, но затрагивают при этом разные их проявления, грани, аспекты с помощью собственных методологических принципов, методов и приемов исследования.

При изучении какой-либо более или менее масштабной социальной и гуманитарной проблемы социология базируется на тех или иных философских идеях, которые позволяют раскрыть мировоззренческие аспекты этой проблемы. В то же время социология, давая конкретный анализ различных проявлений общественной жизни, поставляет материал для философских обобщений. В этом вопросе нельзя не согласиться с В. Зомбартом, который писал: "Научное мышление невозможно ни как деятельность, ни как проблема без некоторых предваряющих философских акций, без предварительного образования философского пространства".

Политология в стремлении раскрыть закономерности политической жизни не может не учитывать особенности общества как целостной системы, что является предметом исследования социологии. Социология изучает общество и его институты как целостные объекты с присущими им свойствами, отношениями и закономерностями становления, функционирования и развития.

Немаловажное значение имеет тот факт, что социология базируется на фундаменте великих завоеваний социальнофилософской мысли. Социолог-теоретик, исследуя социальную реальность, не может обойтись без соответствующей социально-философской, мировоззренческой парадигмы. Как отмечал В. Зомбарт, "под социологией в самом широком смысле слова понимается... всякого рода познание человеческого общежития, т.е. человеческой культуры или истории человечества"1.

Общество, взятое в целом, нельзя понять и тем более реформировать без учета воздействия на его развитие особенностей политической системы. Отражением этой взаимосвязи является политическая социология как самостоятельная научная дисциплина, которую, как уже отмечалось, можно рассматривать в качестве поддисциплины как социологии, так и политологии.

Очевидно, что социология и философия имеют между собой массу точек соприкосновения, их социальные функции сходны. Более того, В. Зомбарт говорил о философской социологии, к области которой относил "всякое учение об обществе, переходящее за границы опыта, как-то: всякого рода теории о “принципах развития человечества”, о “сущности” того или иного явления культуры, об “определяющих историю факторах” (“материалистическое” или иное “понимание истории”) и тому подобные теории, на которых лежит мета-историческая печать"[2].