Инновационный потенциал предпринимателей

Инновационная активность является основой предпринимательской деятельности. По сути, предпринимателем может называться тот менеджер, кто склонен к поиску нового и постоянно стремится предпринимать активные действия, чтобы добиться успеха в конкурентной борьбе. Сегодня инновационность – это закон конкуренции, непременное свойство рыночной экономики, без которого та или иная рыночная система будет обречена на застой.

Оценивая инновационный потенциал предпринимателей компании необходимо четко разграничивать[1]:

• стимулы, побуждающие предпринимателей становиться на рисковый путь инноваций;

• возможности для предпринимателей осуществлять инновации;

• ограничения, которые сдерживают инновационную деятельность предпринимателей.

Стимулы предпринимателей к инновациям. Обычно связывают стимулы предпринимателей к инновациям с их стремлением к увеличению прибыли за счет продажи на рынке более качественной, конкурентоспособной или принципиально новой продукции либо применения более эффективной новой или модифицированной технологии. Действительно, удачные инновации действительно приносят прибыль и сверхприбыль. Но на пути к этой дополнительной прибыли или сверхприбыли лежит инновационный порог, который далеко не всем удается переступить: повышенные затраты периода освоения новой продукции и технологии (неизбежные издержки освоения, которые особенно высоки по принципиально новой продукции или технологии).

Кроме того, неизвестно, как поведут себя покупатели повой или улучшенной продукции (товара или услуги), примет ли ее рынок и оправдаются ли расчеты на объем продаж и окупаемость затрат. К тому же новая продукция (технология) может оказаться недоработанной, таящей конструктивные недостатки, которые не всегда удается преодолеть. Однако высокая рыночная конкуренция вынуждает предпринимателя все-таки идти на инновационный риск. Закон конкуренции вынуждает предпринимателей под угрозой падения прибыли, потери конкурентоспособности и банкротства становиться на рисковый инновационный путь. Сегодня рынок наполнен производителями товаров и услуг, которые сражаются за рыночные ниши, за благосклонность и спрос покупателей. Те, кто успокаиваются, устают в сражении, отстают в этом соревновании, не прибегают к инновациям, рано или поздно обречены на потерю рынка и разорение.

Это сочетание пряника (в виде инновационной сверхприбыли) и кнута (угрозы потери рынка, вытеснения инновационно более удачливым соперником и разорения) пронизывает всю рыночную экономику, является главным стимулом инновационного предпринимательства и основным механизмом технологического и экономического прогресса. Это то, что оправдывает и продлевает существование рынка, несмотря на все его несовершенства и потери.

Возможности заняться инновационным проектом. Прежде всего, необходимо наличие изобретения или другого результата научно-технической деятельности, прошедшего экспертизу или опытную эксплуатацию, как самое минимальное – заманчивую инновационную идею, пригодную для технологического применения. Эту предпосылку можно либо заказать собственному исследовательскому или конструкторскому подразделению, специализированному НИИ или бюро, либо приобрести лицензию на внутреннем или зарубежном рынке, провести патентные исследования и т.п.

Для реализации проекта требуются значительные ресурсы. Это могут быть либо собственные средства (амортизация и прибыль), либо дополнительно привлеченные средства путем эмиссии акций, поиска стратегического инвестора или долгосрочного кредита банка (фонда). В фазах кризиса и депрессии возможности привлечения ресурсов для инновации весьма ограниченны. В фазах оживления (а точнее – с конца депрессии) и подъема развертывается инвестиционный бум, капиталы устремляются к инновациям, более склонны к риску. В фазе стабильности (зрелости), предшествующей кризису, отдача инноваций падает, повышаются инновационный риск и дефицит ресурсов.

Наконец, возможности инноваций определяются личностью предпринимателя, его склонностью идти на риск, уровнем его квалификации и стратегического мышления.

Ограничения на пути предпринимателей к инновации. Это прежде всего ресурсные ограничения: далеко не каждый предприниматель имеет собственные ресурсы и возможность привлечь внешние источники для осуществления крупных инноваций. Отсюда возникает необходимость объединяться в холдинги, концерны, консорциумы, стратегические технологические альянсы и т.п., чтобы преодолеть это ограничение.

Кроме того к ресурсным ограничениям относится фактор времени, который действует в двух направлениях. С одной стороны, чем крупнее нововведение, тем больше времени требуется для его разработки и реализации, для окупаемости вложенных средств. С другой стороны, осуществив крупное нововведение, предприниматель берет "инновационную паузу": нужно иметь время, чтобы вложенные в технологию ресурсы окупили себя. Инновации, требующие перестройки хозяйственного организма, не могут быть непрерывными, иначе этот организм потеряет жизнестойкость и перестанет приносить прибыль, преждевременно погибнет.

Важным фактором инновационного риска является непрерывность научно-технической и изобретательской деятельности, появление время от времени более эффективных продуктов и технологии, что ведет к досрочному падению эффективности ранее созданных и освоенных инноваций.

Следует также учитывать монополистические ограничения на пути инноваций. Монополии и крупные транснациональные компании, вложившие значительные средства в освоение и распространение преобладающих на рынке технических систем, могут препятствовать теми или иными способами освоению как в своей компании, так и у конкурентов более эффективных изделий или технологий. Особенно часто это проявляется, когда речь идет о препятствиях инновационным продуктам и технологиям в других странах. Свидетельства таких воздействий не раз проявлялись во время рыночных реформ в России, когда высокотехнологичные предприятия приватизировались или приобретались для того, чтобы устранить опасного конкурента.

Наконец, ограничением базисной инновации служит ее межотраслевой характер, когда для появления новой сложной технической системы требуется скоординированное взаимодействие десятков разных предприятий, принадлежащих разным отраслям и собственникам. Наладить такое взаимодействие без государственной поддержки нередко оказывается затруднительным.

Таким образом, инновационный потенциал предпринимателей в рыночной экономике первичный, мощный, но не безграничный. Он наталкивается на определенные ограничения, особенно в условиях переходной экономики в России и в других странах. Требуется партнерское взаимодействие предпринимателей с государством, чтобы реализовать стратегию инновационного прорыва.