Инновационные продукты и их классификация
Сюда можно отнести несколько групп новшеств:
1) технологическая группа, включающая новые технологии и их приложения — продукты и услуги;
2) производственная группа — в зависимости от организационной формы производства, масштаба деятельности, способа привлечения персонала возникают разные производственные инновации, включая аутсорсинг и аутстаффинг;
3) маркетинговые и логистические инновации и инновационные продукты;
4) организационно-управленческие, охватывающие новые организационные и управленческие формы и методы;
5) коммерческие — новые рынки, новые бизнесы, новые маркетинговые, логистические и торговые технологии.
Классификации инновационных продуктов
Инновационные продукты классифицируют по-разному. Приведем некоторые классификации.
1. Классификация Шумпетера.
Поданной квалификации инновации определены как коммерциализация всех новых комбинаций, основанных:
- на применении новых материалов и компонентов;
- применении новых процессов;
- открытии новых рынков;
- применении новых организационных форм;
- открытии новых источников сырья.
2. Классификация инноваций на продукты "вталкиваемые" и "втягиваемые".
Нововведения, идущие из лаборатории или от рынка. Ж. Ламбен считает, что уровень риска, связанного с технологической инновацией, зависит также от источника идеи нового товара. Можно разделить товары на "втягиваемые спросом", т.е. вызванные к жизни наблюдаемыми потребностями, и на "вталкиваемые лабораторией", т.е. основанные на фундаментальных исследованиях и возможностях технологии.
Европейские и американские исследования многих секторов промышленности показывают, что:
— примерно 60—80% удачных нововведений имеет рыночное происхождение против 20—40%, исходящих из лаборатории (НИИ, КБ);
— нововведения, базирующиеся на непосредственном анализе потребностей, в целом более успешны.
Другими словами, стратегия инновации, опирающаяся на анализ потребностей рынка с последующим переходом в лабораторию, более эффективна, чем стратегия с обратной траекторией.
3. Классификация фирмы "Артур Д. Литтл".
Исследовательская фирма "Артур Д. Литтл" [63, с. 357], оценивая стратегическую роль новых технологий, выделила три вида инноваций: ключевые, базовые, возникающие. Затем появилась необходимость выделить закрывающие технологии.
Таким образом, классификация насчитывает теперь четыре вида технологических инноваций:
- ключевые технологии, освоенные фирмой прогрессивные малоизвестные технологии, обеспечивающие фирме конкурентоспособность и лидирующее положение на текущий момент. Такие технологии как раз и можно назвать "радикальными инновационными продуктами" или "хайтек-продуктами";
- базовые технологии — хорошо отработанные и широко известные современные технологии, обеспечивающие фирме приемлемое качество продукции;
- возникающие технологии — находящиеся еще на стадии экспериментов, но в перспективе способные обеспечить хорошие позиции в изменении конкурентной базы.
- закрывающие технологии — некоторые технологии в результате своего появления из-за радикальной новизны или за счет сверхвысокого качества просто "закрывают" некоторые отрасли и их рабочие места. Так, появление персонального компьютера "закрыло" профессию машинисток на печатных машинках. Появление автомобиля "закрыло" гужевой транспорт. Появление транзисторных приемников "закрыло" отрасль ламповых радиоприемников.
4. Классификация Шоффрэ и Доре.
Шоффрэ и Доре предложили классификацию товаров, основанную на глубине изменений физических или воспринимаемых отдельных характеристик товара [63, с. 353]:
- оригинальные товары, в которых преобладают существенные признаки новизны по конструкции, новым элементам, принципу действия, характеристикам, которые можно отнести к радикальным инновационным продуктам. Сюда можно отнести также товары, полученные при помощи такого творческого подхода, как "латеральный маркетинг" (обходной, нестандартный);
- обновленные товары, в которых при сохранении базовых характеристик изменяются некоторые физические параметры. Такие товары — это результат вертикальных маркетинговых технологий;
- товары с новым позиционированием. Изменены только воспринимаемые характеристики, что также может быть результатом вертикальной маркетинговой технологии.
5. Классификация Мура — "прерывающие" и "непрерывающие" технологии.
Д. Мур рассмотрел отношения потребителей при каждой встрече с продуктом с позиций того, как этот продукт изменяет привычную для него технологию, состав и последовательность действий, привычные производственные условия — прерывает или не прерывает их.
Продукты, которые требуют изменений условий и поведения, называются инновациями, прерывающими привычный порядок вещей, или "прерывающими" инновациями и "прерывающими" технологиями. Соответственно, если порядок вещей не изменяется, то это непрерывающие инновации и технологии, которые относятся к обычной модернизации продуктов, не требующей изменений при применении.
Например, когда компания "Делл" обещает большее быстродействие и емкость жесткого диска, это никак не меняет привычного уклада вещей. Это обновление продукции — улучшающие инновации. Но если новый компьютер "Делл" будет поставляться с предусмотренной операционной системой "Ве", он будет несовместим с вашим программным обеспечением и вам придется искать ему замену. Такая инновация является радикальной — она прерывает порядок.
Д. Мур построил свою технологию маркетинга инновационных продуктов высоких технологий — маркетинг хайтек-продуктов. Он считает, что хайтек-продукт — это не только высокая технология, которая сама по себе является первым рыночным инновационным продуктом и началом рынка инноваций, но и также это ее приложения в виде радикальных инновационных продуктов и соответствующих услуг, которые составляют основу рынка инноваций. В общем виде — это радикальный инновационный продукт, требующий радикального инновационного менеджмента (хайтек-менеджмента) и радикального инновационного маркетинга (хайтек-маркетинга).
Например, это персональные компьютеры, мобильные телефоны, литейные минизаводы. [76, с. 194].
Хайтек-продукты обладают рядом особенностей:
- имеют короткие жизненные циклы;
- привносят в организацию новые знания, повышают требования к профессиональным знаниям, требуют от потребителей новых знаний;
- связаны с творческим подходом к применению;
- обладают размытой конкурентной средой, когда границы рынка трудно установить;
- им сопутствуют проблемы внедрения, адаптации, изменения условий;
- характеризуются сложным ценообразованием.
6. Классификация Кристенсена — "подрывные" и "поддерживающие" технологии.
Нововведения классифицируются по множеству признаков. Однако, хотя традиционные классификации инноваций некоторым образом структурируют множество новшеств, они довольно слабо отражают циклическое развитие инновационного бизнеса и не отвечают на многие вопросы. Когда возникает новый инновационный бизнес, за счет каких инноваций? Как он развивается? Когда он уступает новому поколению? Когда меняется прежняя базовая технология и наступает новая технологическая эра? Как происходит эволюция технологий, продуктов и инновационного бизнеса в целом?
Кристенсен сопоставлял существующую и утвердившуюся в отрасли и отраслевых рынках технологию (базовую технологию) с технологиями, которые всячески подкрепляли ее. Такие технологии он назвал "поддерживающими". Отсюда и "поддерживающие" продукты, и "поддерживающие" инновации, и "поддерживающие" стратегии. У "поддерживающих" инноваций свой развитый рынок.
В противовес "поддерживающим" технологиям Кристенсен выделил "подрывные" технологии. Назначение "подрывных" инноваций — сменять утвердившиеся базовые инновации и обеспечивать новый цикл технологического развития отрасли и рынка, новый цикл развития инновационного бизнеса.
Таким образом, основным источником развития выступает "подрывная" инновация. Естественно, "подрывные" технологии — это радикальные инновационные продукты, продукты высокой технологии, или хайтек-продукты.