Лекция 7. Инновационные игры

Инновационная игра (ИНИ) - особый метод развития организаций, используемый в холе процессного (а также проектного, экспертного и обучающего) консультирования. В отличие от имитационных деловых игр ИНИ относится, наряду с организационно-деятельностной игрой (ОДИ), к классу игр открытого типа. Метод ИНИ был разработан в 1980-х гг. в СССР под руководством В. С. Дудченко. но более широкое распространение инновационные игры получили намного позднее. За рубежом данный метод был оценен как незаурядное социальное изобретение.

Метод ИНИ, представляющий собой систему методических модулей, является открытым. Имея в своей основе ряд устойчивых алгоритмов и методологических принципов, он постоянно обогащается и видоизменяется под каждую конкретную задачу. Кроме того, это глубоко индивидуализированный, персонализированный и тонко настраиваемый метод. Результативность и качество его использования в огромной мере зависят от личных качеств руководителя и участников консалтинговой команды, а также от субъективных человеческих особенностей заказчиков работы.

Инновационная игра - это целостная форма совместной деятельности людей, которая "...создавалась как системный метод решения сложных проблем деятельности, социальных групп и человека, как метод организации опыта саморазвития систем деятельности, групп, личности человека".

Игра называется инновационной потому, что ориентирована на выработку нового (в широком смысле): "новых идей-решений для проблем продуктивной деятельности, новых форм и способов жизни и развития групп, а также новых установок, позиций, понимания, умений участников". Однако новизна не является самоцелью. При оценке эффективности ИНИ важно другое - чтобы люди, не видевшие раньше реалистичного способа преодоления своих трудностей, нашли его в ходе работы. Даже уже известные решения, апробированный чужой опыт приобретают новое ОГЛАВЛЕНИЕ, если они перенесены на новую ситуацию, заново переосмыслены. Для участников ИНИ свое решение будет не только новым, но и продуманным, "примеренным на себя".

Инновационные деловые игры представляют собой особый тип игр, существенно отличающийся от традиционных деловых имитационных ("рутинных") игр (табл. 7.1).

Таблица 7. 1. Соотносительные характеристики рутинных и инновационных игр

Рутинные игры

Инновационные игры

Жесткие (по требованию выполнения правил, исполнения ролей и т.д.)

Нежесткие, свободные

Требуют обширной цифровой информации

Не требуют незнакомой участникам информации (каждый знаком с решаемой проблемой)

Рутинные игры

Инновационные игры

Ориентированы на рациональные действия участников

Ориентированные на личностную, эмоциональную включенность участников

Закрытые (для развития)

Открытые, саморазвивающие

Решения предопределены

Решения неизвестны

Обучающие

Развивающие

Ориентированы на выработку навыков действий в стандартных ситуациях

Ориентирован])] на выработку навыков в нестандартных ситуациях

Цели и результаты инновационных игр

На первоначальных этапах в инновационных играх выделяли три типа результатов:

1) содержательные - идеи, решения сложных, слабоструктурированных проблем, проекты, программы;

2) социальные - консолидированные группы, команды руководителей и специалистов;

3) учебные - освоение участниками новых методов работы, в первую очередь эффективных способов коллективного принятия решений.

В дальнейшем круг решаемых задач и соответствующих им методических средств был расширен. ИНИ позволяет получать следующие результаты:

1) содержательные;

2) социальные;

3) психологические - лучшее понимание себя и других; устойчивая ориентация на личностное развитие, на непрерывное своего творческого потенциала, на наиболее полное использование своих сил и способностей;

4) психофизические - формирование навыков психофизической саморегуляции;

5) методические - появление новых методов, приемов, техник;

6) духовные постижения, помогающие участникам игры осуществлять самоопределение, по-новому осознать назначение своей жизни, переосмыслить жизненные ценности;

7) энергетические результаты - приобретение участниками игры более высокого биоэнергетического потенциала, повышение уровня социальной активности за счет возникновения общего биополя группы;

8) эстетические результаты - участники игры часто включаются в художественную деятельность: пишут стихи, сценарии, рисуют, т.е. используют художественные средства;

9) методологические результаты - появление новых методологических подходов, идей, направлений консалтинговой работы.

Метод ИНИ прошел в своем становлении ряд этапов. Первая "Программа инновационной игры" была опубликована в Ярославле в 1982 г. Метод инновационных игр второго поколения оформился к 1987 г. Первая коммерческая инновационная игра была проведена в Алма-Ате в августе 1988 г. Одним из зафиксированных ее результатов стало создание по инициативе одного из участников республиканского Центра изучения общественного мнения Казахстана - ЦИОМ. В 1990-е гг. В. С. Дудченко при характеристике разрабатываемой им методической системы отказался от самого слова "игра", относя на 1990-1993 гг. становление так называемого инновационного метода, в котором "игровая специфика и форма уходят полностью". В современных условиях игровое сообщество рассматривает метод ИНИ как актуальный для управленческого консультирования.

Инновационная игра как метод синтезировал в себе несколько направлений социоинженерной работы.

1. Системо-мыследеятельностная методология Г. П. Щедровицкого, а также идеи системного и ситуационного анализа и деятельностного подхода.

2. Социальная инноватика, которая как научно-прикладное направление сложилось в нашей стране при осуществлении под руководством профессора Н. И. Лапина исследовательского проекта "Нововведения в организациях" (1978-1985).

3. Методология и инструментарий организационного развития - исследование действием (action research), обучение действием, а также Тавистокская модель тренировки групповых отношений, предполагающая работу по формированию лидерских качеств участников резиденциальных (выездных) сессий.

4. Ряд идей, принципов и подходов, разработанных в имитационном игровом моделировании.

5. Разработанная болгарским ученым Г. Лозановым методология интенсивного обучения иностранным языкам, активно используемая в нашей стране Г. А. Китайгородской и В. В. Петрусинским. ИНИ заимствовали метод психологического погружения в ОГЛАВЛЕНИЕ работы и принцип усвоения информации сверхкрупными объемами, минуя каналы рационального восприятия.

6. Идеи и методики созданного при участии К. Роджерса социально-психологического тренинга, направленного на повышение восприимчивости человека к различным аспектам межличностного восприятия и взаимодействия. В России инициатива использования тренинговых методов в практической психологии принадлежит Л. А. Петровской.

В той или иной мере все виды деловых игр берут свое начало от организационно-деятельностных (ОДИ) и инновационных игр (ИНИ). В социально-культурном проектировании наиболее эффективно применение инновационных игр, что обусловлено следующими факторами.

o Прежде всего, ИНИ позволяет построить се сценарий в полном соответствии с этапами социально-культурного программирования, осуществляемого в институционализированных формах, что в итоге максимально приближает результаты такого динамичного проектирования к его академическим формам.

o Игра данного типа предполагает (и обеспечивает) коллективную творческую работу всех участников, их высокую отдачу и мотивированность на решение выдвинутых в игре проблем и задач.

o В ходе предыгрового этапа проводится сбор эмпирического материала, его обобщение, осуществляется содержательный анализ проблем, что позволяет сделать игровое социально-культурное проектирование весьма продуктивным.

Инновационная игра дает три вида результатов:

1) новое ОГЛАВЛЕНИЕ, новую информацию (идеи, детализированные проекты, стратегические программы и т.п., которые были разработаны участниками);

2) новую группу, сообщество (консолидированный коллектив участников-носителей новой информации, нового содержания, новых навыков работы и жизни);

3) обновленного человека (как результат выявления стереотипов и работы с ними, выработки продуктивных профессиональных и личностных навыков и умений, нового обостренного осознания себя в мире, в труде, с людьми, с собой).

Кроме того, игра позволяет глубоко проработать управленческое решение, всесторонне его обосновать, сопоставить с альтернативными подходами к проблеме, соизмерить с имеющимися ресурсами. Соревновательная и одновременно консолидирующая природа игры повышает качество разрабатываемых проектов. В ходе игры разрабатывается специальная программа внедрения проекта, выявляются его возможные сторонники и противники, определяется стратегия и тактика взаимодействия с ними, что в итоге повышает реализуемость проекта, эффективность его претворения в жизнь.

Основной эффект игры заключается в повороте сознания сотрудников от традиционного способа мышления к инновационному. Человек освобождается от врожденной боязни перемен, от предрассудков, мешающих инновационному мышлению.