Инновационные формы дошкольного образования
В настоящее время совершенствуется механизм обеспечения государственных гарантий по вопросам семьи и детства, обновляется нормативно-правовая база, определяются приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации. Перед дошкольными учреждениями ставятся задачи поиска внутренних источников своего развития, перехода к рациональному использованию всех имеющихся ресурсов с целью повышения качества образовательных услуг.
Указанные процессы нашли отражение в системных изменениях дошкольного образования в разных регионах России, в том числе в Москве, где предпринят ряд мер по развитию новых форм дошкольного образования.
Приказ Департамента образования города Москвы от 10 марта 2006 года № 116 о реализации постановления Правительства Москвы от 14.02.2006 № 104-ПП "О развитии системы дошкольного образования в городе Москве" стал первым документом, в котором отражена специфика организации деятельности дошкольных учреждений в новых условиях. Одна из основных предпосылок появления данного документа – дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях. Ожидаемый результат реализации постановления – организация новых форм дошкольного образования в соответствии с потребностями населения, увеличение охвата детей дошкольным образованием и создание равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу.
В Городской целевой программе развития образования "Столичное образование-5" на 2009-2011 гг. были отмечены основные направления развития дошкольного образования, среди которых обеспечение его шаговой доступности и создание условий выбора родителями наиболее удобной формы воспитания и обучения. Этому способствует развитие новых форм дошкольного образования. Выделяются следующие новые формы дошкольного образования для детей с 2 мес. до 7 лет:
– группы кратковременного пребывания (для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения);
– центры игровой поддержки ребенка (для детей в возрасте от 6 мес. до 3 лет, не посещающих дошкольные учреждения);
– консультативные пункты (для детей в возрасте от 1 года до 7 лет, воспитывающихся в условиях семьи);
– службы ранней помощи (для детей от 2 мес. до 3 лет, не имеющих возможности по состоянию здоровья или развития посещать дошкольные учреждения);
– лекотеки (для детей от 2 мес. до 7 лет с нарушениями развития, существенно затрудняющими их функционирование, обучение и социальную адаптацию, имеющих и не имеющих статус ребенка-инвалида);
– семейный детский сад (предоставление многодетным родителям возможности трудоустройства, не прерывая процесса воспитания детей от 1 года до 7 лет).
Видовое разнообразие и кадровое обеспечение новых форм дошкольного образования представим в виде табл. 34-36.
Особое внимание развитию новых форм дошкольного образования уделено в основных направлениях "Программны развития дошкольного образования в городе Москве на 2008-2017 гг.", где отмечается, что целью образовательной политики Москвы в области дошкольного образования является реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование. Для обоснования актуальности настоящего исследования важно отметить, что реализация поставленной цели предполагает решение задач в рамках следующих приоритетных направлений:
– доступность дошкольного образования: развитие его новых форм в соответствии с запросами населения;
– развитие инклюзивного, интегративного и специального дошкольного образования: обеспечение сто доступности и определение образовательных маршрутов для детей с различными нарушениями развития и здоровья;
– обеспечение качества дошкольного образования: достижение наибольшей эффективности труда каждого педагога посредством развития непрерывной вариативной системы методической поддержки, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;
Таблица 34
Группы кратковременного пребывания (ГКП)
Название |
Базовое учреждение |
Цель и задачи. Возраст детей |
Кадровое обеспечение (зависит от количества групп, ставка инструктора физкультуры открывается при наличии бассейна) |
Адаптационная группа |
ГОУ, реализующие общеобразовательные программы дошкольного образования |
Обеспечение ранней социализации; адаптация к поступлению в ДОУ. От 2 мес. до 3 лет |
Старший воспитатель – 0,25 ст. Воспитатель – 0,5 ст. Помощник воспитателя – 0,5 ст. Музыкальный руководитель – 0,25 ст. Педагог-психолог – 0,25 ст. Воспитатель физкультуры – 0,25 ст. Медсестра – 0,25 ст. |
Группа развития |
ГОУ, реализующие общеобразовательные программы дошкольного и начального общего образования |
Всестороннее развитие; социализация в коллективе сверстников и взрослых. От 3 лет до 7 лет |
Старший воспитатель – 0,25 ст. Воспитатель – 0,5 ст. Помощник воспитателя – 0,5 ст. Музыкальный руководитель – 0,25 ст. Педагог-психолог – 0,25 ст. Воспитатель физкультуры – 0,25 ст. Инструктор физкультуры – 0,25 ст. Медсестра – 0,25 ст. |
Будущий первоклассник |
ГОУ, реализующие общеобразовательные программы дошкольного и начального общего образования |
Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению. От 5 до 6 лет |
Старший воспитатель – 0,25 ст. Воспитатель – 0,5 ст. Помощник воспитателя – 0,5 ст. Музыкальный руководитель – 0,25 ст. Педагог-психолог – 0,25 ст. Учитель-логопед – 0,25 ст. Воспитатель физкультуры – 0,25 ст. Медсестра – 0,25 ст. |
Группа для детей,у которых русский язык не является родным |
ГОУ, реализующие общеобразовательные программы дошкольного и начального общего образования |
Обеспечение адаптации в русскоязычной среде; овладение навыками русской речи; формирован yе основ готовности к школьному обучению. От 3 до 7 лет |
Старший воспитатель – 0,25 ст. Воспитатель – 0,5 ст. Помощник воспитателя – 0,5 ст. Музыкальный руководитель – 0,25 ст. Педагог-психолог – 0,25 ст. Воспитатель физкультуры – 0,25 ст. Инструктор физкультуры – 0,25 ст. Педагог дополнительного образования – 0,5 ст. Медсестра – 0,25 ст. |
Играя, обучаюсь |
ГОУ, реализующие общеобразовательные программы дошкольного и начального общего образования |
Обеспечение освоения ребенком социального опыта; общение со сверстниками и взрослыми в совместной игровой деятельности; формирование основ готовности к школьному обучению. От 1,5 до 7 лет |
Старший воспитатель – 0,25 ст. Воспитатель – 0,5 ст. Помощник воспитателя – 0,5 ст. Музыкальный руководитель – 0,25 ст. Педагог-психолог – 0,25 ст. Воспитатель физкультуры – 0,25 ст. Медсестра – 0,25 ст. |
Группы вечернего пребывания, выходного и праздничного дня |
ГОУ, реализующие общеобразовательные программы дошкольного и начального общего образования |
Оказание помощи родителям в вопросах воспитания и обучения; организация присмотра и ухода за детьми. От 2 до 7 лет |
Старший воспитатель – 0,25 ст. Воспитатель – 0,5 ст. Помощник воспитателя – 0,5 ст. Музыкальный руководитель – 0,25 ст. Педагог-психолог – 0,25 ст. Воспитатель физкультуры – 0,25 ст. Медсестра – 0,25 ст. |
Юный олимпиец |
ГОУ, реализующие общеобразовательные программы дошкольного и начального общего образования |
Физическое развитие; приобщение к спорту. От 4 до 7 лет |
Старший воспитатель – 0,25 ст. Воспитатель – 0,5 ст. Помощник воспитателя – 0,5 ст. Музыкальный руководитель – 0,25 ст. Педагог-психолог – 0,25 ст. Воспитатель физкультуры – 0,25 ст. Инструктор физкультуры – 0,25 ст. Медсестра – 0,25 ст. |
Учусь плавать |
ГОУ, реализующие общеобразовательные программы дошкольного и начального общего образования |
Обучение различным способам плавания. Возраст от 2 до 7 лет |
Старший воспитатель – 0,25 ст. Воспитатель – 0,5 ст. Помощник воспитателя – 0,5 ст. Музыкальный руководитель – 0,25 ст. Педагог-психолог – 0,25 ст. Воспитатель физкультуры – 0,25 ст. Инструктор физкультуры – 0,25 ст. Медсестра – 0,25 ст. |
Группа для детей с отклонениями в развитии |
ГОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-coциальной помощи, детский сад компенсирующего (комбинированного) вида, начальная школа – детский сад компенсирующего вида, |
Оказание систематической психолого-медико-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии, их воспитания и обучения; консультативно-методическая поддержка родителей. От 2 до 7 лет |
Старший воспитатель – 0,25 ст. Воспитатель – 0,5 ст. Помощник воспитателя – 0,5 ст. Музыкальный руководитель – 0,25 ст. Педагог-психолог – 0,25 ст. Учитель-логопед – 0,25 ст. Учитель-дефектолог – 0,25 ст. Воспитатель физкультуры – 0,25 ст. Инструктор физкультуры 0,25 ст. Медсестра – 0,25 ст. Медсестра по физиотерапии – 0,25 ст. Медсестра по массажу – 0,25 ст. |
Особый ребенок |
специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад или иное образовательное учреждение, в котором созданы необходимые условия для ее деятельности |
Оказание систематической психолого-медико-педагогической помощи детям-инвалидам; формирование предпосылок учебной деятельности; социальная адаптация; содействие родителям в организации воспитания и обучения детей. От 2 до 7 лет |
Старший воспитатель – 0,25 ст. Воспитатель – 0,5 ст. Помощник воспитателя – 0,5 ст. Музыкальный руководитель – 0,25 ст. Педагог-психолог – 0,25 ст. Учитель-логопед – 0,25 ст. Учитель-дефектолог – 0,25 ст. Воспитатель физкультуры – 0,25 ст. Инструктор физкультуры 0,25 ст. Медсестра – 0,25 ст. Медсестра по физиотерапии – 0,25 ст. Медсестра по массажу – 0,25 ст. Медсестра ЛФК – 0,25 ст. |
Таблица 35
Другие инновационные формы дошкольного образования
Название |
Базовое учреждение |
Цель и задачи. Возраст детей |
Кадровое обеспечение (зависит от количества групп) |
Центр игровой поддержки ребенка |
ГОУ, реализующие общеобразовательные программы дошкольного образования |
Цель – развитие детей раннего возраста на основе использования в практике воспитания современных игровых технологий и адаптация ребенка к поступлению в дошкольное учреждение. Задачи: – оказание содействия в социализации детей раннего дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности; – разработка индивидуальных программ игровой поддержки и организация психолого-педагогического сопровождения ребенка; – обучение родителей и специалистов дошкольных образовательных учреждений способам применения различных видов игровых средств обучения: организация на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми; – консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора; – ознакомление родителей и специалистов ДОУ с современными видами игровых средств обучения. С 6 мес. до 3 лет |
Старший воспитатель – 0,5 ст. Медсестра – 0,25 ст. Педагог-психолог – 1 ст. Воспитатель – 0,5 ст. Педагог дополнительного образования – 0,5 ст. Музыкальный руководитель – 0,5 ст. Помощник воспитателя – 0,5 ст. |
Консультативный пункт |
ГОУ, реализующие общеобразовательные программы дошкольного образования. ГОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, детский сад компенсирующего (комбинированного) вида, начальная школа – детский сад компенсирующего вида, специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад или иное образовательное учреждение, в котором созданы необходимые условия для се деятельности |
Цель: обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания; оказание психолого-педагогической помощи родителям; поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения. Задачи: – оказание всесторонней помощи родителям по различным вопросам воспитания, обучения, развития и оздоровления ребенка дошкольного возраста; – оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные учреждения; – проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные учреждения; – обеспечение взаимодействия между государственным образовательным учреждением, реализующим общеобразовательную программу дошкольного образования, и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей; – оказание всесторонней помощи родителям и детям в отношении равных стартовых возможностей при поступлении в школу. От 1 года до 7 лет |
Старший воспитатель – 0,5 ст. Педагог-психолог – 0,25 ст. Учитель-логопед – 0,25 ст. Старшая медсестра – 0,25 ст. |
Служба ранней помощи |
ГОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, детский сад компенсирующего (комбинированного) вида, начальная школа – детский сад компенсирующего вида, специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад или иное образовательное учреждение, в котором созданы необходимые условия для се деятельности |
Цель: организованная психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающего ДОУ; подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения; коррекция отклонений в развитии. Задачи: – проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития (риском нарушения) и их семей; – оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого-педагогической поддержки их семьям; – осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития (риском нарушения); – включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка; – определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка. С 2 мес. до 4 лет |
Руководитель структурного подразделения – 1 ст. Педагог-психолог – 1,5 ст. Учитель-дефектолог – 0,5 ст. Учитель-логопед – 0,5 ст. Социальный педагог – 0,5 ст. Педагог дополнительного образования – 0,5 ст. Медсестра – 1 ст. |
Лекотека |
ГОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, детский сад компенсирующего (комбинированного) вида, начальная школа – детский сад компенсирующего вида, специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад или иное образовательное учреждение, в котором созданы необходимые условия для ее деятельности |
Цель: обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности детей и оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям). Задачи: – реализация образовательной программы, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, принимаемой и реализуемой лскотской самостоятельно; – проведение психопрофилактики, психотерапии и психокоррекции средствами игры у детей с нарушениями развития; – обучение родителей (законных представителей), специалистов государственных образовательных учреждений методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии; – проведение психопрофилактической и психокоррекционной работы с членами семьи ребенка с нарушением развития; – психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями развития при наличии согласия родителей; – помощь родителям (законным представителям) в подборе адекватных средств общения с ребенком; – подбор и иди ви дуальных техник формирования предпосылок учебной деятельности ребенка; – поддержка инициатив родителей (законных представителей) в организации программ взаимодействия семей. С 2 мес. до 7 лет |
Руководитель структурного подраздел. – 1 ст. Медсестра – 0,25 ст. Педагог-психолог – 1,5 ст. Учитель-дефектолог – 0,5 ст. Учитель-логопед – 0,5 ст. Специалист – 1 ст. Социальный педагог – 0,5 ст. Помощник воспитателя – 1 ст. |
Таблица 36
Домашние и семейные детские сады
Название |
Базовое учреждение |
Цель и задачи. Возраст детей |
Кадровое обеспечение (зависит от количества групп, ставка инструктора физкультуры открывается при наличии бассейна) |
Домашний детский сад |
ГОУ, реализующие общеобразовательные программы дошкольного образования |
Структурные подразделения государственных образовательных учреждений, реализующие общеобразовательные программы дошкольного образования, системы Департамента образования города Москвы От 1 года до 7 лет |
Старший воспитатель – 0,25 ст. Воспитатель – 1 ст. Помощник воспитателя – 0,5 ст. Воспитатель физкультуры – 0,25 ст. Музыкальный руководитель – 0,25 ст. Педагог-психолог – 0,25 ст. Медсестра – 0,25 ст. |
Семейный детский сад |
ГОУ, реализующие общеобразовательные программы дошкольного образования Занятия с детьми и другие виды деятельности могут проводиться как в здании учреждения, так и в домашних условиях |
Цель: – поддержка многодетных семей; – предоставление многодетным родителям возможности трудоустройства, не прерывая процесса воспитания детей; – развитие новых форм дошкольного образования с реализацией на практике индивидуального подхода в воспитании ребенка; – расширение форм дошкольного образования для детей с проблемами в здоровье и развитии. От 1 года до 7 лет |
Воспитатель – 1 ст. Воспитатель физкультуры – 0,25 ст. Музыкальный руководитель – 0,25 ст. Старшая медсестра – 0,25 ст. Педагог-психолог – 0,25 ст. Социальный педагог – 0,5 ст. На должность воспитателя назначается родитель (законный представитель) многодетной семьи, в которой создастся семейный детский сад |
– повышение эффективности кадрового обеспечения: разработка новых учебных планов, программ, направленных на удовлетворение потребности общества в специалистах высокой квалификации по новым направлениям воспитания и обучения детей;
– психолого-педагогическая поддержка московской семьи: развитие новых форм дошкольного образования, направленных на оказание помощи родителям, воспитывающим детей в семье.
Таким образом, развитие новых форм дошкольного образования и стремительное расширение спектра дополнительных услуг по запросам родителей, а также быстрое развитие педагогической науки, разработка и внедрение в практику современных образовательных технологий определяют неуклонное повышение требований к качеству профессиональной деятельности педагогов и специалистов и уровню их инновационных потенциалов.