Лекция 4. ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
• модели инновационного развития зарубежных стран;
• развитие инновационного предпринимательства в США;
• развитие инновационного предпринимательства в странах Западной Европы;
уметь
• оформить заявку на финансовую поддержку инновационного предпринимательства;
• оформить заявку на различного рода поддержки инновационному предпринимательству;
владеть
• методикой расчета эффективности инновационного предпринимательства в условиях США, Японии;
• методикой расчета эффективности инновационного предпринимательства в условиях стран Западной Европы.
Модели инновационного развития зарубежных стран
Успех инновационной деятельности зависит от общей экономической ситуации в стране и государственной научно-технической стратегии, полноценного ресурсного обеспечения, конъюнктуры рынка, профессионализма специалистов и эффективного менеджмента.
Приведем основные модели инновационного развития экономически развитых стран.
1. Страны, ориентированные на лидерство в науке и инновационном развитии, выделяющие существенные финансовые ресурсы на фундаментальные и прикладные исследования, реализующие крупные целевые комплексные программы и проекты, в том числе в военно-промышленном секторе экономики (США, Великобритания, Франция).
2. Страны, активно распространяющие инновации, создающие благоприятную инновационную среду во всех сферах экономики (Германия, Швеция, Швейцария).
3. Страны, отличающиеся высокой восприимчивостью к достижениям мирового научно-технического прогресса, активно координирующие действия различных секторов в области инноваций всех видов (КНР, Япония, Южная Корея).
Для поддержки, регулирования и стимулирования инновационного развития государство активно использует административные и экономические методы, финансирование из бюджета, субсидирование НИОКР, проведение фундаментальных и прикладных исследований в университетах.
Система финансирования НИОКР и инновационной деятельности (ИД) за рубежом (в первую очередь, в США, Японии, странах Западной Европы) характеризуется наличием множественности источников поступления средств:
• государство (через государственный бюджет либо специальные фонды, которыми распоряжаются государственные органы);
• промышленные фирмы и корпорации (финансирование НИОКР и ИД за счет собственных источников);
• вузы (частные и государственные университеты, колледжи, высшие технические училища);
• некоммерческие организации (бесприбыльный сектор), такие как исследовательские подразделения при университетах, исследовательские корпорации бизнеса, профессиональные научно-технические общества, частные благотворительные фонды, независимые исследовательские институты;
• иностранный капитал.
Особый интерес представляет опыт таких стран, как США, Япония, Германия, Великобритания, Франция и Канада. В них стимулирование развития инновационного предпринимательства имеет общую основу – активное участие государства в формировании и проведении государственной инновационной политики.
Главный финансовый инструмент государственной инновационной политики – это использование средств из государственного бюджета, в том числе прямое выделение средств на приоритетные направления инновационного развития, определяющие конкурентоспособность экономики страны. В странах с развитой рыночной экономикой государство несет от 20 до 50% национальных научных инновационных расходов по развитию и поддержке инноваций, по стимулированию развития малого инновационного предпринимательства. Доля затрат на исследовательские работы и инновационные разработки в общей сумме государственных расходов невелика, но в последние 20 лет достаточно стабильна. Она составила в США 6–7%, Германии, Франции, Великобритании и Италии – 4–5%, Японии – 3–5%.
К методам прямого финансирования инновационного предпринимательства в развитых странах относят следующие.
Административно-организационный метод. В этом случае средства выделяются государственным учреждениям или лабораториям с относительно стабильным штатом сотрудников для возмещения произведенных в соответствии с планом расходов. Например, в Германии на этот вид финансирования (не связанный с конкретными НИОКР) приходится около 40% государственных ассигнований.
Программно-целевой метод. Средства выделяются под конкретное задание. В этом случае между финансирующим органом (государственным ведомством) и исполнителем (обычно компанией) заключается контракт. В США около 70% государственных расходов на НИОКР реализуется на базе контрактного финансирования. Причем контракты заключаются под детально проработанную и многократно проверенную проектную документацию и закрепляются юридически согласованным письменным заявлением договаривающихся сторон об их задачах, обязательствах и ответственности. В контракте также определяется четкий порядок расходования средств, выполнения отдельных работ, отчетности и возмещения издержек их исполнителей. Как правило, контракты заключаются на период от 3–4 месяцев до 2, реже 4 лет. При этом используются различные типы контрактных соглашений: с оплатой фактических издержек; с оплатой издержек и фиксированного вознаграждения; с частичным возмещением издержек и поощрительным вознаграждением; с оплатой издержек и периодическими премиями; с фиксированной ценой.
Субсидии (гранты). Существуют различные формы субсидий. Например, в США – годовой малый грант на предварительные краткосрочные проекты; грант малым колледжам, чтобы они могли достичь уровня, конкурентоспособного для получения обычных исследовательских субсидий; гранты на развитие научной карьеры и др.
Огромное значение в финансировании НИОКР и ИД в странах – членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) имеют методы косвенного финансирования. Основную роль в этих методах играют различные виды налоговых льгот, причем принципы их построения и применения в различных странах имеют единый характер, хотя конкретные размеры скидок с налогов могут различаться.
В промышленно развитых странах используются следующие виды налоговых льгот, с помощью которых государство активизирует и стимулирует инновационную деятельность, в первую очередь, малого предпринимательства:
– "налоговые каникулы" в течение нескольких лет на прибыль, полученную от реализации инновационных проектов или направляемую на развитие;
– снижение ставок налога на прибыль, направленную на выполняемые по заказу и совместные с государственными предприятиями НИОКР;
– льготное налогообложение прибыли, полученной в результате использования патентов, лицензий, "ноу-хау" и других нематериальных активов, входящих в состав интеллектуальной собственности;
– отсрочка налоговых платежей из прибыли в части затрат на инновационные и другие цели.
Финансирования рискованного бизнеса осуществляется следующим образом:
• прямое финансирование: субсидии, займы (Франция, США и др.);
• предоставление беспроцентных ссуд (Швеция, Германия);
• дотации и льготное налогообложение, государственные закупки (во всех развитых странах);
• создание фондов внедрения инноваций с учетом возможного риска (Англия, Германия, Франция, Швейцария, Нидерланды);
• снижение государственных пошлин для индивидуальных изобретателей (Австрия, Германия, США, Япония и др.);
• отсрочка уплаты пошлин или освобождение от них, если изобретение касается экономии энергии (Австрия);
• бесплатное ведение делопроизводства по заявкам индивидуальных изобретателей, бесплатные услуги патентных поверенных, освобождение от уплаты пошлин (Нидерланды, Германия и Япония).
Государственный сектор в экономически развитых странах, хотя и остается важным источником, занимает второстепенное место в финансировании и проведении инновационных разработок, в отличие от России, где большинство малых предпринимательских структур полагает, что значительным фактором, препятствующим их инновационному развитию, является недостаток финансовой и иной поддержки государства. Во Франции последняя находится на уровне 42%, в Германии – 37, США – 36, Японии – 21%. Доля государственного сектора в выполнении НИОКР еще более низкая, чем в их финансировании, и составляет по промышленно развитым странам 10–21% общего объема проводимых научных инновационных проектов.
Важный источник рискового капитала в экономически развитых странах Западной Европы – банковские структуры, наиболее значительное влияние которых имеет место в Австрии, в то время как в Швеции и Бельгии они практически не играют заметной роли в финансировании инновационного развития.
Пенсионные фонды и страховые компании играют большую роль в Великобритании, Дании, Нидерландах и Ирландии, в то время как в Австрии, Бельгии, Италии и Португалии их роль незначительна. Однако ни в одной экономически развитой стране пенсионные фонды не имеют такого значения, как в США.
Мировой опыт показывает, что наиболее приемлемой формой финансирования инновационной деятельности считается венчурное, т.е. прямые инвестиции на ранней стадии в высокорискованные предприятия и виды деятельности, которые не имеют доступа к банковским кредитам.
В европейских странах инвестиционная деятельность венчурного капитала направлена на инвестирование в новые и молодые, быстро растущие, часто технологически-ориентированные компании. Венчурное финансирование малых и средних предприятий уже поспособствовало технологическому развитию в таких областях, как биотехнологии, информационные технологии, полупроводниковая электроника, вычислительная техника. Наиболее развито венчурное финансирование в США, Германии, Великобритании, Японии, Нидерландах. Эти страны признаются мировыми лидерами по объемам экспорта высокотехнологичной продукции.
В каждой из этих стран появление венчурных фондов и исследовательских центров стимулируется государством. Специалисты Национального научного фонда США полагают, что такие фонды и центры действуют наиболее эффективно, если в течение первых пяти лет существования получают полное или частичное бюджетное финансирование. Полностью государство финансирует самые наукоемкие проекты ввиду их значительных издержек, сложности и риска.
Существуют полностью государственные фонды финансирования инновационных предприятий, которые занимаются "прямым" обеспечением проектов, а также фонды фондов, действующие через иные, автономные или полностью независимые от государства венчурные фонды. В их задачи входит помощь в организации опытного производства и поддержка проекта вплоть до начала его самостоятельной рыночной жизни.
Интересно отметить, что в США работает организованная еще в 1958 г. программа государственной поддержки инвестиционных компаний малого бизнеса (SBIC), в рамках которой эти компании могут рассчитывать на финансовую помощь государства, достигающую от одной трети до половины аккумулированного частного капитала, в зависимости от абсолютной величины последнего. В рамках данной программы государство действует как партнер, рассчитывающий на некую долю в акциях инвестиционных компаний и в перспективе – на часть их прибыли.
Если для США характерно венчурное стимулирование, более чем на 60% приходящееся на высокотехнологичные предприятия, то в других странах (например, в Западной Европе) венчурные инвестиции достаточно равномерно распределяются между отраслями.
В Германии правительство осуществляет финансовую поддержку в развитии долгосрочных и рисковых исследований в ключевых областях научно-технической и производственно-хозяйственной деятельности.
В Японии государство проводит бюджетное субсидирование и льготное кредитование подведомственных различным министерствам НИИ, государственных корпораций, исследовательских центров, выполняющих НИОКР совместно с частными компаниями.
Меры прямой государственной поддержки широко использовались в 1990-е гг. также странами, существенно отстававшими от лидеров в области инновационного бизнеса. Это было вызвано желанием повысить конкурентоспособность национальной промышленности в условиях глобального мирового рынка.
В Израиле в начале 1990-х гг. существовало лишь два венчурных фонда, но к концу десятилетия в стране насчитывалось уже около 40 специализированных и свыше 30 диверсифицированных венчурных фондов, а также около 2000 наукоемких фирм. Это стало результатом таких действий государства, как значительная финансовая помощь венчурным фондам, предоставление грантов для НИОКР в интересах малого высокотехнологичного бизнеса, передача технологий из военного в гражданский сектор экономики и др.
В последние полтора десятилетия наблюдается все более интенсивное внедрение изобретений и технологий усилиями инновационных предприятий малого и среднего бизнеса в таких странах, как Великобритания, КНР, Франция. Особое внимание развитию сектора Research and Development (R&D, исследования и разработки) уделяется Финляндией. По информации ОЭСР, расходы Финляндии на нужды инновационного сектора составляют около 3,5% ВВП, что считается одним из наиболее высоких показателей среди европейских стран (соответствующий среднеевропейский показатель – 1,8%); к 2011 г. инновационная стратегия предполагала повышение расходов на R&D до 4%.
Одной из часто используемых форм поддержки инновационного бизнеса являются механизмы государственных гарантий инвестиций на случай неудачи в реализации инновационных проектов субъектами малого бизнеса. Администрация по делам малого бизнеса США предлагает гарантию займов на создание и развитие малых венчурных фирм в размере 75% их суммы; подобная программа существует и в Канаде – там аналогичные гарантии могут покрывать до 90% суммы соответствующего займа. Германия и Франция для этих же целей создают специальные финансовые институты, вторичным гарантом или крупнейшим акционером которых остается государство.
Одним из наиболее распространенных видов государственной помощи инновационным предприятиям служит льготный режим налогообложения. Данный вид поддержки находит применение в большом количестве стран, таких как Великобритания, Германия, Греция, Индия, Ирландия, Испания, КНР, Норвегия, Польша, США, Франция. Так, во Франции практикуется временное освобождение от уплаты налога на прибыль или частичное его снижение на 50% для мелких и средних фирм в первые 5 лет их работы. В Великобритании вновь создаваемые инновационные предприятия облагаются налогом на прибыль размером всего лишь в 1%.
Интересным опытом представляется также одна из нефинансовых мер поддержки венчурных предприятий, реализуемая в США: бесплатное предоставление инновационным фирмам лицензий на коммерческое использование изобретений, запатентованных в ходе исследований, проведенных на средства федерального бюджета и являющихся объектами промышленной собственности государства.
Государства сочетают прямые и косвенные меры поддержки инновационного бизнеса и связанных с ним НИОКР. Так, в Канаде стимулирование государством исследовательских и опытно-конструкторских работ заключается как в финансировании НИОКР, так и в предоставлении государственной гарантии кредита в коммерческих банках. Японское государство, помимо традиционных экономических способов воздействия на развитие экспортного производства, таких как льготное кредитование и страхование экспорта, частичное освобождение экспортеров от уплаты налогов, прямое субсидирование, широко использует и косвенные методы:
• целевое распределение финансовых ресурсов, предоставляемых частными банками, и сосредоточение их в приоритетных отраслях;
• содействие сбытовой деятельности экспортеров;
• содействие организациям в приобретении передовых иностранных технологий;
• контроль за научно-техническим обменом с зарубежными странами.
Инновационная инфраструктура Финляндии включает в себя несколько видов агентов, обеспечивающих различные виды помощи инновационному бизнесу. Так называемые центры превосходства (centers of excellence) осуществляют безвозмездное финансирование проектов на самой ранней стадии; фонды "посевного финансирования" помогают предприятиям, оказывая совместно с частными инвесторами денежную и информационную поддержку – на стадии перехода от полезных моделей к запуску опытного производства; центры трансферта технологий помогают малым предприятиям решать юридические и организационные проблемы.
К нефинансовым инструментам поддержки венчурного бизнеса относят технопарки, технополисы и технологические инкубаторы, обеспечивающие необходимые условия для его создания и начального развития – это офисная площадь, оборудование, юридические, образовательные и бухгалтерские услуги и др. Внутри одного такого инкубатора могут существовать и взаимодействовать несколько инновационных фирм, достигая за счет такого сосуществования эффекта синергии.
Можно сравнить участие государства и бизнеса в развитии технопарков в ряде стран. Во Франции и Нидерландах они находятся целиком на государственном финансировании. Иной подход демонстрирует Великобритания: государство не причастно к деятельности технопарков, однако существует определенная централизованная система частного капитала, финансово поддерживающая все технопарки за счет потребителей инновационных продуктов, уплачивающих для доступа к этим продуктам членские взносы. В Германии существует некая промежуточная структура: она сочетает бюджетные и частные финансовые потоки и поддержка происходит на уровне федеральных земель.
В Финляндии насчитывается свыше двух десятков технопарков, каждый из которых сфокусирован на определенной области и имеет собственную целевую направленность. Ядро каждого из финских технопарков составляет университет. Это позволяет обеспечить постоянный приток в структуру технопарка молодых специалистов и повышение их квалификации, а самим университетам получить дополнительный источник финансирования. Все финские технопарки объединены в сеть, и, когда появляется предприниматель либо малое предприятие, желающие развиваться в инфраструктуре технопарка, им предлагают присоединиться к конкретному технопарку, который развивает именно данное направление. Только предприятия со сходной направленностью могут занимать площади внутри технопарка. В этой инфраструктуре предприятие существует в среднем от 2 до 5 лет. Оно пользуется разработанным специалистами технопарка бизнес-планом, ему находят источники финансирования и каналы сбыта продукции, т.е. предоставляют все возможности для начального развития. Когда предприятие оказывается способным к самостоятельному существованию, оно выходит из инфраструктуры технопарка.
Как разновидность косвенной помощи инновационному бизнесу можно рассматривать зарубежный опыт программ по ускоренной амортизации оборудования, служащих стимулом для обновления производственных фондов. Например, в США предусмотрен срок амортизации 5 лет для оборудования со сроком службы от 4 до 10 лет, используемого для НИОКР. В Японии преимуществами ускоренной амортизации пользуются компании, применяющие энергосберегающее оборудование или оборудование, которое экологически безопасно и содействует эффективному использованию ресурсов. Британским и немецким компаниям, проводящим НИОКР, разрешено списывать соответственно 100 и 40% стоимости оборудования и приборов; подобные программы существуют и в Швеции – они касаются оборудования со сроком службы до 3 лет, а остальное оборудование можно списать в течение 4–5 лет.
Существуют различные примеры временны́х рамок, требуемых для запуска, ускорения и поддержания инновационного развития. Некоторые страны двигались к инновационному развитию, другие – совершили инновационный рывок под воздействием государственной политики (датой отсчета при этом, как правило, является принятие ключевого нормативного правового акта).