Лекция 14. ИННОВАЦИОННОЕ ПАРТНЕРСТВО И ИНТРАПРЕНЕРСТВО
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
• сущность, значение и принципы организации инновационного партнерства; основные формы инновационного партнерства;
• роль государственно-частного партнерства в инновационном предпринимательстве;
• сущность, предпосылки и условия развития интрапренерства;
уметь
• обосновать условия формирования инновационного партнерства и его виды;
• обосновать необходимость развития интрапартнерства в инновационном предпринимательстве;
владеть
• тенденциями и опытом развития основных форм инновационного предпринимательства;
• условиями становления и развития интрапренерства.
Понятие и ОГЛАВЛЕНИЕ инновационного партнерства
Партнерство в инновационной деятельности имеет определяющее значение для результативности ее осуществления. Понятие "партнерство" используется в зависимости от области применения с различных точек зрения.
С правовой точки зрения партнерство – это юридически оформленное действие. В этом случае партнер (фр. partenaire) – один из участников совместного действия по отношению к другим участникам. Отсюда партнерство (partnership) – форма организации бизнеса, объединяющая более чем одного владельца, но не являющаяся акционерной; отдельные ее партнеры полностью отвечают по долгам фирмы. Партнерство вовсе не предполагает полного равенства: для профессионального партнерства характерно то, что старшие по должности партнеры получают большее вознаграждение и меньше занимаются текущей работой, чем младшие партнеры. Вклад старших, руководящих партнеров заключается в их капитале, опыте и репутации. Они могут играть активную роль в функционировании предприятия или же быть пассивными партнерами, которые вкладывают свои финансовые средства, обеспечивают репутацию и гарантии, в то время как другие участники делают основную часть работы.
В договоре, на базе которого организуется партнерство, регулируются права и обязанности партнеров; устанавливается порядок возмещения общих расходов и распределения прибыли; обусловливаются сроки его действия; определяются условия прекращения деятельности; находится форма солидарной ответственности.
С точки зрения постоянно или часто осуществляемого взаимодействия физических или юридических лиц, партнерство часто рассматривается не как юридическая форма, а как взаимоотношения между разработчиками, изготовителями и потребителями, между поставщиками и потребителями, между субъектами инфраструктуры рынка и т.д.
Любому предпринимателю, тем более начинающему или развивающему инновационную деятельность, необходимо партнерство. Партнерами, но своей сути, являются поставщики, потребители, дилеры, инвесторы, дистрибьюторы и другие участники рынка.
При этом необходимо соблюдать ключевые принципы установления и поддержания партнерских отношений:
– добровольность;
– разработку и утверждение соглашений между партнерами;
– установление правил совместной деятельности партнеров;
– взаимное разделение прав, ответственности, рисков, доходов и расходов;
– созданию механизма использования и разделения компетенций и ресурсов;
– синегрию – возрастание эффективности деятельности в результате соединения, интеграции, слияния отдельных частей в единую систему за счет так называемого системного эффекта (эмерджентности).
Формы инновационного партнерства
Разнообразие партнерских взаимоотношений для осуществления инновационной деятельности вызывает необходимость рассмотреть существующие формы инновационного партнерства.
К наиболее часто встречающимся формам инновационного партнерства относятся следующие.
I. Формирование некоммерческих инновационных партнерств.
II. Инжиниринговые партнерства как разновидность некоммерческого партнерства.
III. Государственно-частные партнерства (ГЧП).
IV. Партнерство на международном уровне.
Рассмотрим их подробнее.
I. В соответствии с п. 2 и 3 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее – Закон о некоммерческих организациях) некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении научно-технического и информационного взаимодействия для решения проблем инновационного развития, направленного на достижение социальных, образовательных, управленческих целей, защиты законных интересов граждан и организаций, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Так, в Москве действует некоммерческое партнерство Международная Инновационно-энергетическая ассоциация "Энергия будущего" г. Москва (далее – Партнерство).
Дели деятельности Партнерства:
• внедрение научных достижений, перспективных технологий и технических разработок отечественных и зарубежных ученых и организаций, в первую очередь в области создания передовых энергоэффективных технологий;
• разработка конкретных научно и экономически обоснованных механизмов и рекомендаций по внедрению экологически более чистых и эффективных технологий, обеспечивая привлекательный инвестиционный климат, рост благосостояния населения и устойчивое развитие экономики;
• участие в подготовке и разработке передовых проектов, программ, нормативных правовых документов и решений в области развития высокотехнологического и топливно-энергетического комплексов;
• оказание содействия предприятиям, организациям, научным учреждениям, вузам, коммерческим и инновационным структурам, отдельным предпринимателям, ученым и разработчикам в организации научно-технической экспертизы проектов и технологий, внедрении разработок в производство, маркетинга и реализации новых видов продукции;
• содействие в распространении достоверной информации о проблемах развития и последних достижениях в области энергетики и передовых технологий, осуществление издательской деятельности, обучение кадров;
• организация выставок, презентаций, семинаров, конференций, форумов, деловых встреч.
II. Буквально слово "инжиниринг" (engineering) переводится как техника, инженерное искусство, проектирование; разработка; конструирование.
В словаре финансовых терминов приведено следующее определение инжиниринга.
Инжиниринг – сфера деятельности по проработке вопросов создания объектов промышленности, инфраструктуры и др., прежде всего в форме предоставления на коммерческой основе различных инженерно-консультационных услуг.
К основным видам инжиниринга относятся услуги предпроектного (предварительное исследование, технико-экономические обоснования), проектного (составления проектов, генплановых схем, рабочих чертежей и т.п.), послепроектного (подготовка контрактных материалов, торгов, инспекция строительных работ и т.п.) характера, а также рекомендательные услуги по эксплуатации, управлению, реализации выпускаемой продукции.
В соответствии с указанным перечнем инжиниринговых услуг увеличивается количество некоммерческих партнерств, оказывающих подобные услуги. Особое значение приобретает инжиниринг инноваций, включающий инженерно-консультационные услуги и работы по созданию инновационного проекта. Иными словами, инжиниринг инноваций – это звено, связывающее этапы инновационного цикла – формирование научной идеи и производство нового продукта. Соответственно с этим инжиниринг инноваций предполагает выполнение следующего комплекса работ:
• исследование рынка для выбора наиболее перспективного сегмента для коммерциализации новшества;
• разработка технико-экономического обоснования (ТЭО) инновационного проекта;
• разработка инновационного проекта с расчетом потребности во всех видах ресурсов, определением сроков его реализации и всех видов эффективности (экономической, социальной, экологической, информационной);
• консультационное обслуживание инновационного проекта. Достаточно типичный представитель инжинирингового партнерства – Некоммерческое партнерство "Инновационный инжиниринговый центр "БашИнноТЭК" (Республика Башкортостан).
Цели его деятельности следующие:
1. Мониторинг технологических проблем и возможностей в направлениях:
– актуальной проблематики нефтяных компаний (НК);
– мирового технологического уровня в области нефтегазового инжиниринга;
– текущего состояния и возможностей научных организаций Республики Башкортостан;
– состояния производственных мощностей Республики Башкортостан.
2. Управление портфелем проектов:
– экспертиза проектов НИОКР и привлечение финансирования от НК;
– экономическая оценка проектов адаптации, внедрения и коммерциализации технологий, подготовка бизнес-планов;
– поиск инвесторов;
– управление проектами адаптации, внедрения и коммерциализации технологий.
3. Поддержка инновационной деятельности совместно с технопарком:
– льготное предоставление помещений;
– предоставление доступа к отраслевым онлайновым информационным базам и библиотекам OnePetro, ASME и др.;
– предоставление помещений для переговоров, конференций, видеоконференций;
– предоставление вычислительных ресурсов;
– предоставление лабораторных/опытно-производственных мощностей, а также учебно-научных полигонов.
4. Первоочередные приоритетные направления развития кластера нефтесервисных услуг (НСУ):
– испытание технологий (обучение на полигоне);
– создание тренажеров;
– курсы повышения квалификации (освоение предлагаемых технологий);
– воспитание проектных менеджеров на стыке науки и производства.
III. Государственно-частное партнерство.
В декабре 2004 г. на международной конференции в Москве, проводившейся под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), предложено следующее определение ГЧП в инновационной сфере: "Государственно-частное партнерство в инновационной сфере – это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей промышленности и областей научных исследований".
Там же определены признаки ГЧП в инновационной сфере:
– стороны партнерства должны быть представлены как государственным, так и частным сектором экономики;
– взаимоотношения сторон ГЧП должны быть зафиксированы в официальных документах (договорах, программах и др.);
– взаимоотношения сторон ГЧП должны носить партнерский, т.е. равноправный характер;
– стороны ГЧП должны иметь общие цели и четко определенный государственный интерес;
– стороны ГЧП должны объединить свои вклады для достижения общих целей;
– стороны ГЧП должны распределять между собой расходы и риски, а также участвовать в использовании полученных результатов.
В рамках российской экономики ГЧП чаще всего осуществляют свою деятельность в форме концессий. Для нашей страны понятие "концессия" не новое. Еще с середины XIX в. железнодорожное строительство шло на основе концессионных соглашений. В словаре Брокгауза – Ефрона понятие концессии дается следующим образом: "лат. concessio – разрешение, уступка; дозволение, данное со стороны правительственной власти на устройство частного предприятия в области интересов и дел, имеющих общественное значение..."
При этом концессия в области железнодорожного строительства была достаточно эффективной. В гл. VIII известной работы В. И. Ленина "Развитие капитализма в России" отмечено, что "с 1865 по 1875 г. средний годовой прирост русской железнодорожной сети составлял 1,5 тыс. км, а с 1893 по 1897 г. – около 2,5 тыс . км". Сравним – с 1950 до 1995 г. (в последующие годы протяженность железнодорожных путей снизилась на 1–2 тыс. км) протяженность железнодорожных путей увеличилась с 67 тыс. до 87 тыс. км, т.е. примерно по 0,45 тыс. км в год.
Для развития ГЧП в инновационной сфере имеется ряд препятствий, связанных, прежде всего, с недостаточно разработанной нормативно-правовой базой.
Основной нормативный документ в данной области – Федеральный закон от 21.07.2005 № 1 15-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее – Закон о концессионных соглашениях).
В соответствии с ним к объектам концессионного соглашения относятся:
• автомобильные дороги и инженерные сооружения транспортной инфраструктуры, в том числе мосты, путепроводы, тоннели, стоянки автотранспортных средств, пункты пропуска автотранспортных средств, пункты взимания платы с владельцев автотранспортных средств;
• объекты железнодорожного транспорта;
• объекты трубопроводного транспорта;
• морские и речные порты, в том числе искусственные земельные участки, гидротехнические сооружения портов, объекты их производственной и инженерной инфраструктур;
• морские и речные суда, суда смешанного (река – море) плавания, а также суда, осуществляющие ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, паромные переправы, плавучие и сухие доки;
• аэродромы или здания и (или) сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, а также создаваемые и предназначенные для организации полетов гражданских воздушных судов авиационная инфраструктура и средства обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи;
• объекты производственной и инженерной инфраструктур аэропортов;
• гидротехнические сооружения;
• объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии;
• системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства;
• метрополитен и другой транспорт общего пользования;
• объекты здравоохранения, в том числе объекты, предназначенные для санаторно-курортного лечения;
• объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социально-культурного назначения.
По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество. При этом к реконструкции объекта концессионного соглашения, в соответствии с законом, относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения.
Иначе говоря, ГЧП в форме концессии охватывает преимущественно инфраструктурные проекты, что ограничивает его сферу деятельности в инновационном направлении.
IV. Партнерство на международном уровне. Осуществляется на основе международных экономических договоров и в процессе выбора приоритетов инновационного развития между странами.
Критериями выбора приоритетов инновационного развития и партнерства на международном уровне, по мнению Б. Н. Кузык и Ю. В. Яковца, служат:
1) обеспечение перспективного технологического уровня и конкурентоспособности товаров и услуг, производимых на основе инновационно-инвестиционных проектов;
2) руководство перспективными потребностями национальных и мировых экономик, необходимостью выявления и освоения перспективных инновационных ниш на мировом и внутреннем рынках при отборе приоритетных проектов;
3) оценка научно-технического и инновационного потенциала обеих стран, имеющегося реального научного и изобретательского задела и реальных возможностей для инновационного прорыва;
4) отбор из многообразия возможных инновационно-инвестиционных проектов таких, которые могут принести наибольший экономический, инновационно-технологический, социальный и экологический эффект с учетом фактора времени.
Установление эффективных партнерских отношений важно не только между субъектами предпринимательской деятельности для разработки и внедрения инноваций, по и внутри них. Это обеспечивается созданием внутри предприятий особой атмосферы внутрифирменного предпринимательства, или интрапренерства.