Инновационная траектория, циклы и спирали
Инновации могут проявляться индивидуально или в группе, но наибольший эффект они дают, когда используются в комплексе. Последовательный цикл от Т к О (Т—А—М—О) и спираль из ряда циклов были названы инновационной траекторией, т.е. траекторией, состоящей из множества небольших событий, составляющих управляемый поток событий.
Изменения положения на траектории работ, действий и событий могут быть идентифицированы как инновационный процесс.
Новшество одного аспекта связано опосредованно с новшествами других аспектов, и только их комплексная реализация может говорить о полноте используемой инновационной волны. Кроме того, важен показатель уровня реализации каждого вида новшеств. Если по четырем координатам мы отложим фактические значения уровня реализации каждого вида новшества, то получим фигуру в виде ромба. Сравнивая их при этом с максимально возможным уровнем (нормой), мы получим ромб оценки полноты реализации комплекса инноваций по модели "ТАМО".
По сути, в "ТАМО" закодирована программа преобразований компании при внедрении какого-либо новшества. По этой модели можно построить схему оценки качества адаптации компании к новшеству. Таким образом, для понимания сущности процесса разработки нового бизнеса надо не изучать различные основы, отдельных участников процесса, а необходимо анализировать ситуации во всей их полноте.
Модель "ТАМО" — это ответ на современную тенденцию развития бизнеса, когда довлеющей парадигмой
Модель "ТАМО" как реакция компании на развитие рынка
управления стали инновации, и явно определились следующие тенденции к переходу на другой уровень понимания:
- переход от анализа отдельных специальных и управленческих функций к их интеграции — произошел переход от фокусирования на отдельных функциях (например, исследованиях и разработках, производстве, маркетинге) к рассмотрению всей организации бизнеса, системному подходу, интегрированию комплекса функций. Отсюда комплекс маркетинга, комплексное представление продукта, системное представление среды, бизнеса;
- переход от фокусирования на структуре к фокусированию на процессах — наметилась тенденция ухода от анализа структуры и переход к анализу процессов и управлению процессами как потоками работ и событий. Отсюда введение в оборот выражений "цепочка ценностей", "цепочка поставок", "цикл жизни", "спираль знаний";
- переход от линейного восприятия к учету нелинейности процессов — наблюдается все большее понимание того, что для более реального представления рыночных процессов необходимо учитывать нелинейные эффекты, например, такие, как синергетический эффект, разрывы и задержки, сетевой эффект, эффект масштаба, эффект фактического стандарта, эффект Парето "80/20", эффект "запирания в парадигме" и многие другие;
- переход к системному представлению и пониманию процессов — все более понятным становится тот факт, что подход к чрезмерно детальному описанию процесса ведет к его формализации и замораживанию ситуаций, что комбинация ситуаций богаче любого формализованного алгоритма, что единственный путь выработки рациональной стратегии — это тот путь, который основан на системном понимании процессов, происходящих во внешней и внутренней среде, на комплексе взаимосвязей. Как утверждает Питер Сенге, нужны интеллектуальные модели и среды, и процессов, и механизмов;
- потребность в управлении знаниями — следствием возрастающего понимания становится то положение, что уже нельзя полагаться только на экспертные оценки, особенно при разработке новых видов бизнеса, на решения, выработанные узким кругом лиц, тем более не всегда тесно связанных с фирмой. В принятии и реализации решений участвуют много специалистов и менеджеров, и всем нужно понимание и нужны знания. В компании (и любом предприятии) необходимо постоянно совершенствовать управление знаниями.
Инновационный процесс как процесс коммерциализации новых идей
Коммерциализация инноваций по Янсену заключается в следующем. Создавая ценность на основе модели "ТАМО" ("действие А") для заинтересованных лиц, прежде всего потребителей, мы получаем первый коммерческий результат — повышается рост стоимости для потребителей, а в конечном счете усиливается их лояльность.
Далее, за счет этого мы можем увеличивать поток наличности ("действие Б"), что дает второй коммерческий результат — рост акционерной стоимости. Это позволяет осуществлять последующие капиталовложения ("действие В") в дальнейшую разработку товаров, услуг и процессов, что обеспечивает нам третий коммерческий результат, так как ведет к возрастанию стоимости для сотрудников и партнеров, что, наконец, делает замкнутой "петлю взаимного усиления", показанную на рис. 13 [115, с. 10 ].
В инновационном бизнесе три действующие группы участников и три вида стоимости.
1. Потребители (для которых инновации создают потребительскую стоимость).
2. Акционеры (для которых требуется обеспечивать рост акционерной стоимости).
3. Сотрудники и партнеры (для которых важна стоимость в виде привлекательных работ).