Лекция III. Инновационная политика на микроуровне
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
• теоретические аспекты управления инновационным развитием на предприятии;
• типологию инновационных стратегий предприятия;
уметь
• находить организационно-управленческие решения для реализации целей инновационного развития предприятия;
• выявлять факторы, влияющие на выбор и разработку инновационной политики предприятия;
владеть
• методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в области управления инновационной деятельностью предприятия;
• подходами к анализу результативности инновационной стратегии предприятия.
Ключевые слова: инновационное предприятие, миссия, инновационная политика, инновационная стратегия, типы инновационных стратегий, факторы внешней среды, принципы, SWOT-анализ, PEST- анализ, уровень инновационного развития, методы анализа.
Понятие инновационной политики предприятия
В последнее время во многих компаниях происходит значительная переориентация стратегических установок в направлении построения целеориентированной стратегии. Связано это в первую очередь с ростом конкуренции в области высоких технологий, повышением оперативности использования научно-технических достижений, более активной деятельностью в плане поиска и освоения доли рынка. В результате возникает значительная потребность в новых методах и подходах к управлению инновационными процессами.
На сегодняшний момент времени в области управления инновационными процессами наиболее эффективным признается применение программно-целевого подхода, так как наибольший результат от практического внедрения новшества можно получить только тогда, когда управление основывается на системе целей, увязанных друг с другом определенной иерархией. Кроме того, программно-целевой подход в управлении позволяет формировать динамические организационные структуры с четко выраженными признаками самоуправления. Благодаря разработанным иерархическим моделям, ресурсы целиком направляются на выполнение поставленных целей. В связи с тем, что цепи многих уровней имеют комплексный характер, управление и развитие инновационных процессов подчиняется решению комплексных задач. Основные принципы программно-целелевого подхода можно представить следующим образом[1]:
• конечная цель программы определяется конкретно и точно, формулируется результат и порядок его представления;
• планирование управляемого процесса проводится по отношению к конечной программе комплексно, т.е. в план реализации включаются все работы, выполнение которых диктуется поставленной целью, независимо от характера рабо т и принадлежности исполнителей к различным подразделениям;
• определяется персональная ответственность за выполнение каждой задачи и части программы;
• прогнозируются возможные представления принятых решений.
Таким образом, деятельность любого экономического субъекта должна начинаться с определения целей. Например, организация может ставить перед собой такие цели, как получение заданной величины прибыли, "захват" одного или нескольких секторов рынка сбыта, размер выплачиваемых дивидендов и др. Поставленные цели, с одной стороны, должны согласовываться с такими показателями, как положение в отрасли, масштаб фирмы (крупный, средний, мелкий), развитие (интенсивное, экстенсивное), поведение на рынке (отсутствие дифференцированного подхода к различным секторам рынка; работа с несколькими рыночными секторами и наличие своего отдельного предложения для каждого; концентрация на едином достаточно большом секторе одного или нескольких рынков), организационная структура и другие факторы. С другой стороны, названные факторы могут быть изменены для достижения поставленных целей.
После того как фирмой были выработаны цели, как правило, переходят к созданию стратегии. В системе управления обычно выделяют три основные вида стратегий: корпоративную стратегию, функциональные стратегии и стратегии отдельных хозяйственных единиц (бизнес-единиц).
Корпоративная стратегия определяет перспективы развития предприятия в целом. Она направлена на выполнение миссии предприятия и наиболее комплексно обеспечивает реализацию главной цели функционирования предприятия – максимизацию благосостояния его собственников. На корпоративном уровне стратегия охватывает такие важнейшие вопросы, как выбор видов хозяйственной деятельности (видов бизнеса), пути обеспечения долгосрочных конкурентных преимуществ предприятия на соответствующих товарных рынках, различные формы конгломератной реорганизации (слияния и поглощения), принципы распределения всех основных видов ресурсов между отдельными стратегическими зонами хозяйствования и стратегическими хозяйственными единицами. Разработкой корпоративной стратегии занимаются в основном менеджеры высшего звена.
Функциональные стратегии предприятия формируется, как правило, по основным видам его деятельности в разрезе важнейших функциональных подразделений предприятия. К числу основных стратегий этого уровня относятся: маркетинговая, производственная, финансовая, персонала, инвестиционная, инновационная. Функциональные стратегии предприятия направлены на детализацию корпоративной его стратегии (реализацию ее основных целей) на ресурсное обеспечение стратегий отдельных хозяйственных единиц. Разработкой основных функциональных стратегий занимаются менеджеры основных функциональных подразделений предприятия.
Стратегии хозяйственных единиц (бизнес-стратегии) предприятия направлены обычно на решение двух основных целей: обеспечение конкурентных преимуществ конкретного вида бизнеса и повышения его прибыльности. Принимаемые на этом уровне стратегические решения связаны обычно с созданием новых продуктов, расширением или сокращением существующих товарных линий, инвестициями в новые технологии, объемом отчислений на рекламу, работой компании в определенных регионах и др. Разработкой стратегий этого уровня занимаются руководители и менеджеры хозяйственных единиц на основе общекорпоративной стратегии при консультативной поддержке менеджеров функциональных отделов предприятия.
Совокупность различных видов стратегий предприятия представляет собой его "стратегический набор" (рис. 7.1)[2].
Разработка инновационной стратегии играет большую роль в обеспечении эффективного развития предприятия. Эта роль заключается в следующем.
1. Разработанная инновационная стратегия обеспечивает механизм реализации долгосрочных общих и инновационных целей экономического и социального развития предприятия в целом и отдельных его структурных единиц.
2. Она позволяет реально оценить инновационные возможности предприятия, обеспечить максимальное использование его внутреннего инвестиционного потенциала и возможность активного маневрирования финансовыми ресурсами
3. Она обеспечивает возможность быстрой реализации новых перспективных инновационных возможностей, возникающих в процессе динамических изменений факторов внешней среды.
4. Разработка инновационной стратегии учитывает заранее возможные варианты развития неконтролируемых предприятием факторов внешней среды и позволяет свести к минимуму их негативные последствия для деятельности предприятия.
5. Она отражает сравнительные преимущества предприятия в инновационной деятельности в сопоставлении с его конкурентами.
6. Наличие инновационной стратегии обеспечивает четкую взаимосвязь перспективного, текущего и оперативного управления инновационной деятельностью предприятия.
7. Она обеспечивает формирование и реализацию соответствующего менталитета инновационного поведения в наиболее важных стратегических инвестиционных решениях предприятия.
8. В системе инновационной стратегии формируется значение основных критериальных оценок выбора важнейших инновационных управленческих решений.
Рис. 7.1. Место инновационной стратегии в стратегическом наборе предприятия
Как уже было отмечено ранее, одной из функциональных стратегий предприятия является инновационная стратегия, на основе которой формируется инновационная политика.
Под инновационной политикой на микроуровне понимается основополагающая линия действий, система мер в области управления инновационным развитием фирмы в соответствии с поставленными целями и принятой стратегией. Инновационная политика обеспечивает интеграцию всех структур (исследовательской, маркетинговой, экономической, финансовой, производственной и др.) для осуществления эффективного процесса внедрения новшеств.
Таким образом, главная задача инновационной политики – достичь поставленных на более высоком уровне управления целей и реализовать разработанную стратегию[3].
Помимо программно-целевого подхода при управлении инновациями также следует применять научные подходы, системный, маркетинговый, функциональный, воспроизводственный, нормативный, комплексный, интеграционный, динамический, процессный, количественный (оптимизационный), административный, поведенческий, ситуационный и другие подходы.