Инновации в управлении персоналом

Инновации в управлении персоналом – целенаправленная деятельность руководителей и специалистов организации по обеспечению эффективных темпов и масштабов обновления кадровой работы на основе нововведений в соответствии с перспективными и текущими целями развития организации.

Подходы к управлению персоналом в инновационной организации претерпевают значительные изменения по сравнению с традиционным управлением. Особенно это касается системы набора работников и их развития.

Руководитель, заинтересованный в высоком уровне реализации нововведений, обязательно должен выявить творческие способности и достижения персонала. Так, при отборе персонала имеющаяся информация о работнике относится к прошлым достижениям кандидата и по ней трудно судить о соответствии его будущим задачам. Поэтому на этапе отбора персонала для решения нетрадиционных проблем, выдвижения идей и их реализации необходимо пользоваться системой тестов, конкурсным отбором и т.д. Следует разработать методику оценки профессионально значимых свойств, их динамику.

Особая значимость профессиональной успешности предъявляет высокие требования к личности, участвующей в инновационной деятельности. Рассмотрим эти качества подробнее:

коммуникабельность – специалист должен иметь способность к общению, к совместной работе с различными категориями персонала;

творческие способности – в любой проект следует вносить элементы творчества, новизны, благодаря чему он будет выделяться на общем фоне;

организованность – часто приходиться работать сразу над несколькими проектами, с разными организациями, людьми и все это требует систематизированного, организованного подхода к работе;

способность к обучению – желание и способность к постоянному обучению на работе – путь к продвижении карьеры;

уверенность – уверенность порождает доверие людей. Однако настоящая уверенность приходит с опытом;

настойчивость – хороший специалист не должен быть пассивным. Настойчивость, подкрепленная хорошими навыками, поможет выполнить работу более эффективно;

чувство юмора – помогает налаживать процесс общения и избегать конфликтных ситуаций.

Сложно обладать всеми перечисленными личностными качествами, но чем их больше, тем больше шансов стать эффективным специалистом.

Следует выделить особенности инновационного процесса:

адресный характер – ориентация на конкретные тактические и стратегические цели организации;

фактор риска – неопределенность результата;

конфликтность – между устоявшимся и новым;

многоаспектность – изменения в одной подсистеме вызовут изменения в других подсистемах и в организации в целом.

Инновационный процесс содержит следующие элементы: определение потребности, исследование, разработку, внедрение и использование.

Потребность в инновации может проявиться под давлением внешних факторов (возросшая конкуренция, изменения в экономике, появление новых законодательных документов и др.), а также и внутренних (снижение производительности труда, наличие конфликтных ситуаций и др.). После этого следует исследовать причины возникновения проблем. Для устранения выявленных причин формируется "инновационная группа", которая разрабатывает инновационный план по выходу из создавшейся ситуации.

Разработка инновационного плана завершится его внедрением. В процессе внедрения можно определить, какие планируемые изменения помогают исправить имеющееся состояние дел и как их улучшить. В процессе внедрения инноваций необходимо использовать механизмы стимулирования, достичь поддержки и принятия их персоналом организации.

Внедрение – наиболее сложный элемент инновационного процесса. Внедрять инновации следует поэтапно, так как работники могут выдержать ограниченное число изменений в единицу времени. Главное здесь – равновесие между изменениями и стабильностью. Проанализировать сложность внедрения инновации можно по следующим параметрам: разнице между новым и старым; масштабам изменений; необходимость следования программе деятельности.

Ключевой фактор эффективного внедрения инновационного процесса – персонал организации и его подготовленность к инновациям (табл. 15.2).

Таблица 15.2

Факторы эффективного внедрения инновационного процесса

Поддерживающие

Усиливающие

Блокирующие

Предоставление необходимой свободы при разработке нововведения

Поддержка и помощь со стороны руководства к постоянному развитию работников

Недоверие руководства к выдвигаемым идеям снизу

Обеспечение необходимыми ресурсами и оборудованием

Возможность выражения собственного мнения о проводимых нововведениях

Необходимость множества согласований по нововведениям

Поддержка со стороны руководства организации

Постоянная поддержка атмосферы восприимчивости к изменениям

Непрофессиональное вмешательство в оценку новых предложений

Проведение дискуссий и обмена опытом

Преодоление барьеров между функциональными обязанностями

Жесткий контроль

Поддержание взаимодействия с коллегами, внешними научными консультантами

Несогласованное принятие решений по инновационным предложениям

Поддержка со стороны персонала организации

Задача руководства организации состоит в подготовке персонала к понятию и принятию необходимости осуществления нововведения, индивидуальной и коллективной значимости нововведения, а также включения работников в осуществление нововведения. Необходимо учитывать, что персонал организации может оказывать сопротивление нововведениям по причинам неопределенности, ощущения потерь и уверенности негативности их. В связи с этим нужна полная и достоверная информация о внедрении инновационного процесса в коллективе всеми имеющимися коммуникационными средствами.

В настоящее время в современных компаниях следует определить как основные инновационные элементы системы управления персоналом – это развитие персонала, работа с кадровым резервом и совершенствование корпоративной культуры.