Инновации в управлении персоналом
Инновации в управлении персоналом – целенаправленная деятельность руководителей и специалистов организации по обеспечению эффективных темпов и масштабов обновления кадровой работы на основе нововведений в соответствии с перспективными и текущими целями развития организации.
Подходы к управлению персоналом в инновационной организации претерпевают значительные изменения по сравнению с традиционным управлением. Особенно это касается системы набора работников и их развития.
Руководитель, заинтересованный в высоком уровне реализации нововведений, обязательно должен выявить творческие способности и достижения персонала. Так, при отборе персонала имеющаяся информация о работнике относится к прошлым достижениям кандидата и по ней трудно судить о соответствии его будущим задачам. Поэтому на этапе отбора персонала для решения нетрадиционных проблем, выдвижения идей и их реализации необходимо пользоваться системой тестов, конкурсным отбором и т.д. Следует разработать методику оценки профессионально значимых свойств, их динамику.
Особая значимость профессиональной успешности предъявляет высокие требования к личности, участвующей в инновационной деятельности. Рассмотрим эти качества подробнее:
• коммуникабельность – специалист должен иметь способность к общению, к совместной работе с различными категориями персонала;
• творческие способности – в любой проект следует вносить элементы творчества, новизны, благодаря чему он будет выделяться на общем фоне;
• организованность – часто приходиться работать сразу над несколькими проектами, с разными организациями, людьми и все это требует систематизированного, организованного подхода к работе;
• способность к обучению – желание и способность к постоянному обучению на работе – путь к продвижении карьеры;
• уверенность – уверенность порождает доверие людей. Однако настоящая уверенность приходит с опытом;
• настойчивость – хороший специалист не должен быть пассивным. Настойчивость, подкрепленная хорошими навыками, поможет выполнить работу более эффективно;
• чувство юмора – помогает налаживать процесс общения и избегать конфликтных ситуаций.
Сложно обладать всеми перечисленными личностными качествами, но чем их больше, тем больше шансов стать эффективным специалистом.
Следует выделить особенности инновационного процесса:
• адресный характер – ориентация на конкретные тактические и стратегические цели организации;
• фактор риска – неопределенность результата;
• конфликтность – между устоявшимся и новым;
• многоаспектность – изменения в одной подсистеме вызовут изменения в других подсистемах и в организации в целом.
Инновационный процесс содержит следующие элементы: определение потребности, исследование, разработку, внедрение и использование.
Потребность в инновации может проявиться под давлением внешних факторов (возросшая конкуренция, изменения в экономике, появление новых законодательных документов и др.), а также и внутренних (снижение производительности труда, наличие конфликтных ситуаций и др.). После этого следует исследовать причины возникновения проблем. Для устранения выявленных причин формируется "инновационная группа", которая разрабатывает инновационный план по выходу из создавшейся ситуации.
Разработка инновационного плана завершится его внедрением. В процессе внедрения можно определить, какие планируемые изменения помогают исправить имеющееся состояние дел и как их улучшить. В процессе внедрения инноваций необходимо использовать механизмы стимулирования, достичь поддержки и принятия их персоналом организации.
Внедрение – наиболее сложный элемент инновационного процесса. Внедрять инновации следует поэтапно, так как работники могут выдержать ограниченное число изменений в единицу времени. Главное здесь – равновесие между изменениями и стабильностью. Проанализировать сложность внедрения инновации можно по следующим параметрам: разнице между новым и старым; масштабам изменений; необходимость следования программе деятельности.
Ключевой фактор эффективного внедрения инновационного процесса – персонал организации и его подготовленность к инновациям (табл. 15.2).
Таблица 15.2
Факторы эффективного внедрения инновационного процесса
Поддерживающие |
Усиливающие |
Блокирующие |
Предоставление необходимой свободы при разработке нововведения |
Поддержка и помощь со стороны руководства к постоянному развитию работников |
Недоверие руководства к выдвигаемым идеям снизу |
Обеспечение необходимыми ресурсами и оборудованием |
Возможность выражения собственного мнения о проводимых нововведениях |
Необходимость множества согласований по нововведениям |
Поддержка со стороны руководства организации |
Постоянная поддержка атмосферы восприимчивости к изменениям |
Непрофессиональное вмешательство в оценку новых предложений |
Проведение дискуссий и обмена опытом |
Преодоление барьеров между функциональными обязанностями |
Жесткий контроль |
Поддержание взаимодействия с коллегами, внешними научными консультантами |
Несогласованное принятие решений по инновационным предложениям |
|
Поддержка со стороны персонала организации |
Задача руководства организации состоит в подготовке персонала к понятию и принятию необходимости осуществления нововведения, индивидуальной и коллективной значимости нововведения, а также включения работников в осуществление нововведения. Необходимо учитывать, что персонал организации может оказывать сопротивление нововведениям по причинам неопределенности, ощущения потерь и уверенности негативности их. В связи с этим нужна полная и достоверная информация о внедрении инновационного процесса в коллективе всеми имеющимися коммуникационными средствами.
В настоящее время в современных компаниях следует определить как основные инновационные элементы системы управления персоналом – это развитие персонала, работа с кадровым резервом и совершенствование корпоративной культуры.