Лекция 24. Инновации и новаторство в социальной работе
Технологизация социальной работы является отражением цивилизованного пути решения социальных проблем общества и человека. Она всегда носит инновационный, творческий характер, будучи связанной с постоянным поиском более совершенных, а следовательно, и более эффективных и экономичных способов использования ресурсов человека, его творческого потенциала.
Внедрение технологий развития или восстановления творческого потенциала человека в процессе социальной работы – это стратегическое направление процесса социальной работы, отказ от стратегии, при которой он рассматривается как объект, подлежащий переделке и перевоспитанию. Это ориентация на его ресурсы и уверенность в том, что он способен путем самоизменения и самообеспечения включиться в созидательную жизнетворческую деятельность.
Современное российское общество испытывает потребность в людях, способных к самостоятельной деятельности, социальному функционированию, построению жизненных обстоятельств, использованию накопленного опыта самодеятельности, творческой самореализации.
Такое поведение зависит от степени развития способности человека к сознательному построению своей жизненной стратегии, к творческой деятельности по преобразованию себя и окружающего мира. Именно такое поведение характеризует его как субъекта собственной жизни, готового принимать решения и нести за них ответственность.
Инновационная деятельность выступает определяющей тенденцией современного развития общества.
Факторы, обусловливающие развитие инновационной деятельности: низкая удовлетворенность качеством и результатами социально-экономических процессов, осознание настоятельной необходимости нововведений в социальной практике.
Исследования свидетельствуют о том, что до 90% организаций в социальной сфере в России охвачено поиском новых подходов, средств и форм деятельности.
В научной литературе имеется немало определений термина "инновация", однако все они сходятся в одном: инновация – это введение, внедрение нового.
Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера.
Понятие "инновация" трактуется как нововведение (от англ, innovation – "введение новаций", "введение новшеств"). Нововведение – это целенаправленный процесс внесения изменений в определенную социальную структуру, явление, приводящий к появлению новых стабильных элементов.
Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление.
С момента принятия к распространению новшества оно приобретает новое качество – становится нововведением (инновацией). В повседневной практике, как правило, отождествляют понятия "новшество", "новация", "нововведение", "инновация".
Инновациям присущи определенные свойства, которые рассматриваются как их основные характеристики.
Первая характеристика инновации – это его новизна: наличие в сущности инновации новых концептуальных идей, подходов к развитию процессов, а также форм и методов их организации.
Новизна – непременное свойство и самостоятельная ценность любого нововведения, отличающего его от других явлений. Оценить степень новизны – дело весьма сложное и требует определенной гибкости мышления. Новизна в принципе всегда относительна.
Появление абсолютной новизны – явление редкое. Выделяют несколько видов новизны: абсолютная (фиксируется при отсутствии аналогов данному нововведению), относительная (в ней выделяют местную новизну, т.е. нововведение, которое уже где-то применялось, но в данной структуре используется впервые), частная (предполагает обновление одного из элементов деятельности), условная (нововведение не новое само по себе, но при освоении его другим человеком, в других условиях дает положительные результаты).
Другая характеристика инноваций – их совместимость с традиционным (существующим) состоянием. Нововведение легче принимается и реализуется, если оно совместимо с существующими в определенной системе ценностями, традициями, творческим опытом, а также с имеющимися условиями работы (материальными, кадровыми, организационными и др.).
Кроме того, инновации обладают следующими характеристиками – простота апробации и коммуникативность. Простота апробации – это возможность апробировать нововведение (попробовать в практике и оценить результативность) по частям, элементам для более глубокого понимания сущности инновации. Коммуникативность инновации – это возможность ее пропаганды, распространения по различным каналам общения, в том числе и неформального (устная, наглядная информация).
Определяют следующие типы инноваций – социальные и экономические.
Основаниями для классификации инноваций могут быть масштаб преобразований, инновационный потенциал нововведения, отношение инноваций их к предшественникам и т.д.
Социальные нововведения делятся на экономические (новые материальные стимулы, показатели, системы оплаты труда), организационно-управленческие (новые организационные структуры, формы организации труда, выработки решений, контроля за их выполнением), социально-управленческие, т.е. целенаправленные изменения внутриколлективных отношений (выборы руководителей, новые формы гласности, создание новых общественных органов), правовые (главным образом выступающие как изменение в трудовом и хозяйственном законодательстве).
Типы инноваций по масштабу преобразований – частные (единичные), не связанные между собой, модульные, комплекс частных, относящихся, например, к одной группе предметов, одной возрастной группе; системные, охватывающие все социальные учреждения. К системным инновациям следует относить те, которые предполагают переосмысление основного предназначения определенного типа социального учреждения, принципов социальной деятельности, выдвижения новых идей и приоритетных направлений в развитии.
Рассмотрим классификации по инновационному потенциалу нововведения. Инновационный потенциал нововведения – это возможности (внутренние ресурсы) самого нововведения, которые определяют степень совершенствования, качественный рост объекта инновации (формы работы, какой-либо вид деятельности).
По данном}' признаку (наличие и степень выраженности инновационного потенциала) выделяют модификационные, комбинаторные, радикальные инновации.
Модификационные инновации предполагают усовершенствование, видоизменение, модернизацию того, что имеет аналог и прототип (программы, методики, структуры и т.п.).
Комбинаторные инновации предполагают новое, конструктивное соединение ранее известных приемов, которые в данном сочетании прежде не использовались. Речь идет не о механическом соединении фрагментов любых технологий, а именно о конструктивном соединении, т.е. таком, при котором появляются новые, ранее не проявлявшиеся системные свойства, дающие эффективный положительный результат.
Радикальные инновации содержат мощный инновационный потенциал для развития коллектива, однако и создать их, как и все принципиально новое, чрезвычайно сложно, встречаются они редко.
По отношению к предшественникам инновации делятся на замещающие, отменяющие, открывающие и ретронововведения.
Замещающая инновация вводится вместо какого-либо конкретного, возможно, устаревшего средства, организационной формы, технологии. Отменяющая инновация – это прекращение какой-либо деятельности, отмена чего-либо. Открывающая инновация несопоставима со своими функциональными предшественниками ни по назначению, ни но способу использования, ни но имеющейся социальной ситуации. Такое нововведение предполагает освоение новой программы, нового вида социальных услуг, технологии и т.д. Компьютеризация, новые профили деятельности – это открывающие, создающие новую сферу деятельности инновации.
Ретронововведения – это освоение чего-либо нового в данный момент, но когда-то уже использовавшегося в социальной практике. Это старое, забытое, которое вновь становится актуальным.
Основания для классификации инноваций могут быть самые разные, а их типов великое множество. В практике одни встречаются чаще, другие – реже, некоторые типы могут сочетаться, комбинироваться в различных вариантах.
Жизненный цикл инновации – это период от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс.
Формой целевого управления инновационным процессом, деятельностью является инновационный проект.
Инновационный проект представляет собой сложную систему взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей (задач) на приоритетных направлениях развития науки и техники.
Инновационный процесс характеризуется совокупностью выполняемых в определенной последовательности научных, технологических, производственных, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, приводящих к инновациям.
В то же время инновационный проект – это комплект технической, организационно-плановой и расчетнофинансовой документации, необходимой для реализации целей проекта.
Учитывая указанные аспекты, можно дать следующее определение: инновационный проект – это разработанное инициатором нововведение, оформленное в виде документации, целью которого является создание, модернизация или поддержание объектов, включающее организацию инновационных процессов в пространстве и времени.