Взаимосвязь анализа и бюджетирования

Связь экономического анализа и бюджетирования прослеживается в основном по двум направлениям.

1. Анализ, проводимый перед составлением бюджета и способствующий его обоснованию.

2. Анализ выполнения бюджета и факторов, повлиявших на отклонения от бюджета.

Второе направление анализа связано с необходимостью контроля за исполнением бюджета. Если бюджетирование сочетается с нормативным учетом и учетом по центрам ответственности, то анализ дает хорошие результаты, которые можно успешно использовать для ликвидации последствий нежелательных отклонений, корректировки бюджетов, в целях мотивации.

Оба направления взаимосвязаны, так как при проведении прогнозно-аналитических процедур перед составлением плана учитываются результаты оценки степени выполнения плановых заданий предыдущих периодов, отклонений и факторов на них повлиявших.

Предплановый анализ и операционные риски

Предплановый анализ включает стратегический и текущий анализ. Они в свою очередь включают анализ безубыточности, анализ с целью обоснования ассортиментной структуры, цен и др. При этом анализе велико значение нормативов, так как в основе планирования статей затрат лежат нормы расхода материалов, электроэнергии, планово-предупредительного ремонта, трудовые и т.д. Перед составлением бюджета необходимо обосновать аналитическими расчетами политику управленческого учета в части бюджетирования; провести аналитические процедуры по обоснованию значений статей бюджета (например, аналитическое обоснование оптимальных партий закупок материалов); провести анализ возможных рисков.

Направления предпланового анализа и составляющие их методики рассматриваются на протяжении всей книги[1]. В данном параграфе дополним рассмотренный ранее материал характеристикой и анализом операционных рисков.

Операционные риски зависят от отраслевых особенностей бизнеса и структуры активов, в которые предприятие вкладывает свой капитал. Они связаны с неопределенностью конкурентной среды, нежелательными ее изменениями, что может повлечь за собой снижение объема продаж. В меньшей степени риски зависят от возможных сбоев в производстве, например аварийного выхода оборудования из строя, и невыполнением производственной программы. Эти обстоятельства оказывают влияние на прибыль от продаж в разной степени в зависимости от структурного соотношения постоянных и переменных затрат. Для измерения производственных рисков и для информационного обеспечения управления производственными рисками используются показатели: операционный леверидж и порог безопасности.

Операционный леверидж (иначе производственный леверидж или операционный рычаг) связан со сложившимся соотношением постоянных и переменных расходов предприятия и величиной маржинальной прибыли. Если снижение переменных расходов и, следовательно, увеличение удельной маржинальной прибыли происходят за счет изменения структуры затрат, то риски снижения прибыли от продаж возрастают.

ЛО = МП/П,

где ЛО – леверидж операционный; МП – маржинальная прибыль; П – прибыль от продаж.

Очевидно, что постоянные затраты не возрастают пропорционально увеличению объемов продаж, поэтому рост выручки может привести к росту прибыли лишь за счет экономии на условно-постоянных расходах. То есть чем выше доля постоянных затрат, тем больше будет расти прибыль. Поэтому, если в составе имущества предприятия велика доля основных средств, с эксплуатацией которых в основном связаны постоянные расходы, прибыль сильнее реагирует на изменение спроса. Такое предприятие подвержено более высокому предпринимательскому риску, так как в случае спада объемов продаж также резко будет падать и прибыль. То есть речь идет о рискованности выбора вложений капитала в те или иные активы.

В организации возможно снижение переменных затрат за счет роста постоянных расходов. Такое изменение структуры затрат может быть вызвано, например, снижением доли ручных операций за счет автоматизации операций бизнес-процессов. В такой ситуации значение операционного левериджа возрастет. Причем, если увеличивается значение операционного левериджа, то растут операционные риски снижения прибыли от продаж.

Процент изменения прибыли = Процент изменения объема продаж × ЛО.

В связи с тем, что значения операционного левериджа сигнализирует о возможных рисках снижения прибыли, этот инструмент активно используется в управлении рисками. В частности, он рассчитывается при обосновании решений по переоборудованию производства, при анализе альтернативных вариантов выбора технологических процессов производства, логистических процессов и в иных аналогичных ситуациях.

Порог безопасности – это разница между фактическим (плановым) объемом продаж и объемом продаж в точке безубыточности[2]. Для расчета можно использовать данные об объеме продаж как в денежном, так и в натуральном выражении.

Рассмотрим как порог безопасности используется для измерения производственных рисков. Так как предприятие функционирует в условиях неопределенности, то всегда может сложиться негативная ситуация, не предусмотренная при составлении бюджета, которая приведет к падению объема продаж. Очевидно, что это в свою очередь вызовет снижение прибыли и возможные убытки. Величина риска измеряется тем количеством продукции, которые есть в страховом запасе, тем количеством продукции, на которое допустимо снизить объем продаж, чтобы не попасть в зону убытков. Несомненно, что чем больше значение порога безопасности, тем ниже риски получения убытков в связи с непредвиденным падением объема продаж. При высоких рисках получения убытков в результате изменения ситуации спроса на рынке нужен постоянный мониторинг величины порога безопасности. Если значение порога безопасности мало, то менеджерам предприятия следует предпринять меры для роста объема продаж и снижения расходов. Если они будут успешны, то величина порога безопасности возрастет и операционные риски снизятся.

Пример 8.10

Руководство ОАО "Сигма", акции которого котируются на фондовой бирже, заинтересовано в том, чтобы показатели прибыли в финансовой отчетности имели тенденцию к росту. В следующем году на предприятии планируется ввести новую продуктовую линию. Прогнозный объем продаж – 10 000 ед. по цене 100 тыс. руб. Обсуждаются два варианта технологий по производству нового продукта: производство с трудоемкой технологией и автоматизированное производство. Среди прочих аргументов рассматривается возможное влияние на величину прибыли.

В данной ситуации удобно использовать инструмент управления рисками – операционный леверидж, так как выбор варианта неизбежно повлияет на структуру затрат. Если менеджеры и специалисты отдадут предпочтение автоматизированному производству, то возрастут постоянные расходы за счет амортизации и расходов на ОГЛАВЛЕНИЕ и эксплуатацию оборудования, в то же время снизятся переменные затраты за счет сокращения расходов на оплату труда (табл. 8.10). Выбор трудоемкого варианта даст обратный эффект. При заданном объеме продаж выбор одного из вариантов приведет к разной сумме маржинальной прибыли. При автоматизации производства маржинальная прибыль повысится, при отказе от автоматизации – снизится.

Таблица 8.10

Прогнозный отчет о прибылях и убытках для объема продаж 10 000 ед.

Показатель

Автоматизированная технология, тыс. руб.

Трудоемкая технология, тыс. руб.

на выпуск

на единицу

на выпуск

на единицу

Выручка

1 000 000

100

1 000 000

100

Переменные затраты

500 000

50

800 000

80

Маржинальная прибыль

500 000

50

200 000

20

Постоянные расходы

375 000

100 000

Прибыль от продаж

125 000

100 000

Для объема продаж в сумме 1 000 000 тыс. руб. предпочтительна автоматизация производства новой продукции, так как при этом варианте выше маржинальная прибыль и прибыль от продаж. Однако в связи с возможными колебаниями спроса проводится анализ его влияния на прибыль. Специалисты рассчитали значение операционного левериджа для альтернативных вариантов технологических процессов:

где – операционный леверидж для автоматизированного варианта производства продукции "светоч";

– операционный леверидж для трудоемкого варианта производства продукции "светоч".

Рассмотрим, как повлияет на прибыль изменение объема продаж.

Прогнозируется увеличение объема продаж на 40%.

Используя эффект операционного левериджа, рассчитаем прибыль от продаж.

Для автоматизированной технологии: рост прибыли = 4 × 0,4 × 100 = 100%.

Для трудоемкой технологии: рост прибыли = 2 × 0,4 × 100 = 80%.

Бо́льший процент роста прибыли при автоматизированной технологии объясняется более высокой долей постоянных расходов в себестоимости продукции и, следовательно, большим значением операционного левериджа. Проиллюстрируем расчет, составив новый отчет о прибылях и убытках (табл. 8.11).

Таблица 8.11

Прогнозный отчет о прибылях и убытках для объема продаж 14 000 ед.

Показатель

Автоматизированная технология, тыс. руб.

Ручная технология, тыс. руб.

Выручка

1 400 000

1 400 000

Переменные затраты

700 000

1 120 000

Маржинальная прибыль

700 000

280 000

Постоянные расходы

375 000

100 000

Прибыль от продаж

325 000

180 000

Прибыль при автоматизированной технологии возрастает со 125 000 тыс. до 325 000 гыс. руб. (на 200 000 тыс. руб.), или на 160%. Прибыль при трудоемкой технологии возрастает со 100 000 тыс. до 180 000 тыс. руб. (на 80 000 тыс. руб.), или на 80%.

При выборе между двумя технологиями производства нового продукта эффект операционного левериджа является очень ценной информацией. Если менеджеры уверены в возможном росте объема продаж такими высокими темпами, то выбор автоматизированной технологии принесет существенную выгоду.

Однако нельзя забывать и об обратном эффекте. Если произойдет спад продаж, то при выборе автоматизированной технологии он существенно ухудшит показатели отчета о финансовых результатах. Допустим, что объем продаж упал на 30%. Если продукция производится на основе автоматизированной технологии, то прибыль снизится на 120% (4 х 0,3), или на 97 500 тыс. руб.; при трудоемкой технологии – на 60% или 60 000 тыс. руб. То есть автоматизированная технология ведет к большему производственному риску, чем трудоемкая.

Этот результат анализа подтверждается и расчетом порога безопасности. Так как точка безубыточности для автоматизированной технологии составляет 7500 ед., то порог безопасности равняется 2500 ед. (10 000 – 7500). Это страховой запас при возможном спаде продаж до выхода в зону убытков.

При точке безубыточности для трудоемкой технологии в 5000 ед., порог безопасности составит 5000 ед. (10 000 – 5000).