Информация в технологии менеджмента
Информация – совокупность сведений о внутреннем и внешнем состоянии управляемой системы (объекта управления), используемых для оценки ситуации и разработки управленческих решений.
Наличие и возможность движения информации являются необходимым, но недостаточным условием управления. Если управление – вид деятельности человека по согласованию совместной деятельности людей для получения общего результата, то для управления необходимы, помимо информации, все атрибуты социального существования человека: потребности, интересы, ценности, в соответствии с которыми он трудится и стремится получить определенный результат своего труда.
? Полемическое суждение
А разве все эти атрибуты не существуют в виде информации?
! Ответное суждение
Информация о них, безусловно, существует. Но суть их не адекватна информации. Понимание и видение потребностей, интересов, ценностей и пр. зависит не только от информации о них, но и от знаний, убеждений, образования, опыта, квалификации и пр. А эти понятия не тождественны понятию "информация".
Управление осуществляется тогда, когда существуют как совпадающие интересы людей, так и информация о характере этих интересов и возможностях их реализации.
На основе информации разрабатываются управленческие решения, проводится оценка и анализ ситуаций и проблем.
Особое значение для технологий менеджмента имеет своевременность поступления информации. Она должна быть адекватна реальному положению управляемой системы в определенный отрезок или даже момент времени.
В технологии менеджмента используется различная информация. Ее классификация позволяет обеспечивать технологию разными необходимыми видами информации.
По функциям управления можно выделить информацию предвидения, организации, контроля, мотивации, исследования. По каждому из этих видов существуют большие массивы информации, без которых осуществление управления не может быть эффективным.
По сферам управленческой деятельности выделяют экономическую, социальную, техническую, организационную информацию.
По источникам возникновения и поступления бывает информация входящая и исходящая, внешняя и внутренняя.
По степени обработки можно рассмотреть такие виды информации, как первичная и вторичная, простая и сложная (синтетическая). В процессе обработки информации первичная информация агрегируется в сложную и при этом может искажаться, если методика расчетов показателей несовершенна. Это важный момент технологии менеджмента.
По достоверности различают информацию ложную и достоверную, а по возможностям использования – полезную и избыточную.
По времени поступления бывает информация постоянная и дискретная. Каждый из этих видов играет свою роль в технологии менеджмента.
Большое значение для технологии менеджмента имеет и форма информации. Можно назвать такие ее формы, как визуальная, аудиовизуальная и аудиоинформация. По этому же критерию можно выделить информацию цифровую, буквенную и кодированную.
Роль информации в современных технологиях менеджмента двойственна. С одной стороны, увеличение ее объемов, совершенствование методов обработки, учет разнообразия позволяют принимать наиболее успешные решения, определять даже слабые сигналы изменений и предвидеть их последствия. Но, с другой стороны, обостряется опасность шумов и избытка информации, растет потребность увеличения расходов на ее обработку и сохранение, обеспечение информационной безопасности.
Технологию менеджмента в ее информационном аспекте можно представить в виде потоков информации, обработка которой требует множества различных операций и обладает определенной трудоемкостью, распределенной во времени и пространстве.