Лекция 15. Информация и процессы становления гражданского общества
В результате изучения главы студент должен:
• знать определение гражданского общества и понимать его смысл как информационного, социального, демократического и правового общества; сложные информационные и функциональные связи его институций и институтов между собой в интересах развития социума в целом и его структур в геополитическом пространстве планеты; индикаторы оценки состояния гражданского общества в целях определения его интегрирования и влияния на процессы и векторы развития глобальной информатизации;
• уметь связывать знания, полученные из предыдущих глав учебника, с раскрытием понятия и смыслов гражданского общества как фактора и следствия уровня развития информационной культуры и гражданственности современного общества, иначе – уметь оценивать полноту и эффективность информационного общества при вызревании и развитии общества гражданского; видеть и понимать диалектические связи между информационным и гражданским состоянием общества;
• владеть полученными знаниями, способностью критически их воспринимать и определять свою позицию в научной и практической деятельности; умением выбирать средства для обеспечения контакта информационности и гражданственности среды, в которой субъект находится.
В чем выражается связь между информационным и гражданским обществом?
Истинное пространство действия информационно-коммуникационных технологий
Рассуждая о сфере действия И КТ, практика и наука чаще всего привлекают внимание к обеспечению прав человека в информационном обществе и о взаимодействии органов публичной власти с гражданами по этому поводу. Много внимания уделяется и вопросам включения потенциала ИКТ в сферу деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Но охватывает ли такой подход всю сферу действия информации? Более широкое пространство информационной жизни связано со всем огромным конгломератом структур общества. Отсюда проблема: как потенциал ИКТ работает на все общество?
Имеют место исследования, рассматривающие проблему в связи с конкретной привязкой термина "общество", "гражданское общество" к политической, правовой, социальной проблеме. Например, "Публичное право, демократия и гражданское общество".
Наблюдаются несколько подходов к этой проблеме:
1) рассмотрение гражданского общества увязывается с гражданством индивидов, подданных определенного государства, либо его включенностью в правовую систему отдельного государства; 2) выделяется та часть людей, которые заняты гражданско-правовыми сделками. Приведенный выше пример показывает стремление увязать публично-правовые отношения с характеристикой гражданского общества. И это более распространенный прием, так как характеризует интерес человека к системе власти и содержанию прав, которыми человек располагает и легитимно наделен. Много веков гражданственность и принадлежность человека к публичной жизни реализовалась через политику и властные структуры.
К настоящему времени институты информационного общества, пронизывая почти все общественные отношения, выполняют задачи интеграции информации и распространения знаний, формирования общества как информационного. Здесь концентрация всеобщего интереса к новым способам общения явно прослеживается. Информация, технологии – все, что сегодня объединено понятием "информационно-коммуникационные технологии" (ИКТ), работает на объединение не только идеи, но и практики новых форм общения людей, их инноваций.
В этих условиях обостряется интерес к гражданскому обществу. В каких обстоятельствах общество проявляет себя как гражданское? Некоторые представители науки считают, что понятие "гражданское общество" – категория устаревшая и сегодня потеряла значение. И это далеко не случайно. Процессы глобализации, информатизации, либерализации современной жизни обостренно ставят вопрос о судьбе государства, демократии, власти и связи этих понятий с правами человека, с его включенностью в общественные интересы и процессы. Именно в связи с этим и встает вопрос о взаимопроникновении природы информационного и гражданского общества.
Напомним, что принципы развития информационного общества нацелены на решение проблемы "информация для всех". "Все" – это общество, включая даже лиц, которые в силу тех или иных обстоятельств относятся к правонарушителям, преступникам. Жизнь общества проявляется в разных формах и не противоречит пониманию его как "гражданского общества". Его зрелость определяется уровнем состояния взаимодействия всех его составляющих обеспечить усвоение знаний и опыта, организовывать свою жизнь так, чтобы конфликтов и противоречий было как можно меньше, а способов обеспечения благоденствия, справедливости и достоинства каждого и всех вместе – как можно больше; развивать формы его самоорганизации при соблюдении порядка на основе закона. Отсюда особое внимание к институциям (структурам) и институтам гражданского общества в целях выявления его потенциала синергетики и обеспечения самоорганизации социума в целом.