Взаимосвязи социальной и духовной ответственности
Важнейшей составляющей социокультурной среды бизнеса, оказывающей влияние на КСО, является религия. Она формирует теологический контекст всех экономических процессов, исправляя смысл отклоняющихся от моральных норм понятия. Например, философское понимание ответственности отличается от экономического. В философском смысле – это отношение зависимости человека от чего-то, воспринимаемого им в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий[1]. Вспоминая, что исторически идея корпоративной социальной ответственности стала логическим продолжением протестантской трудовой этики, можно понять истоки основных этических требований.
Например, трудовая протестантская этика:
• запрещает задержку заработной платы – "Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра" (Библия, Левит 19:13);
• запрещает издевательства и жестокое господство начальства над подчиненными – "не господствуй над ним с жестокостью" (Библия, Левит 25:43);
• поощряет высокое качество товаров и услуг и честное отношение к клиентам и запрещает лживые способы обогащения – "приобретение сокровища лживым языком – мимолетное дуновение ищущих смерти" (Притчи 21:6);
• ограничивает продолжительность рабочего дня и рабочей недели посредством запрета работать в 7-й день недели, который называется днем покоя[2].
В корпоративной социальной ответственности нетрудно увидеть христианские нравственные нормы, которые требуют, чтобы человек жертвовал часть своего имущества, дохода или времени. В частности, это: требование уплаты десятины (десятой части дохода) в пользу Церкви, часть которой может расходоваться на помощь бедным; долг оказания помощи человеку, попавшему в беду (см., например, притчу о добром самарянине); обязанность помогать вдовам и сиротам (см., например, Послания Ап. Павла к Иакову. 1:27,1 и Тимофею 5:3); обязанность оставлять на поле оброненное во время жатвы и нескошенные края поля, а также оброненное во время сбора урожая в винограднике (Левит 19:9 и др.).
Данные нормы распространяются на всех христиан, независимо от рода их занятий, уровня благосостояния, занимаемой должности и т.д. Нигде в Писании не говорится, что их обязаны выполнять только бизнесмены (купцы) или менеджеры (приказчики). В равной степени им должны следовать наемные работники, государственные чиновники, домохозяйки и др. Эти нормы носят общий, а не классовый, личный, а не коллективистский характер. Подобные нравственные нормы существуют и в других религиях.
В России религиозный потенциал не используется в экономических отношениях, хотя за последние 20 лет он растет.
На протяжении многих веков "православие являлось неотделимой частью жизни россиян, оно освящает различные стороны человеческого бытия: семью, работу, быт. С точки зрения Церкви, Христовы заповеди должны служить отправной точкой в сфере регулирования межчеловеческих отношений, включая и трудовые"[3]. Примечательно, что на встрече с общественностью Уральского федерального округа Святейший Патриарх РПЦ Кирилл говорил именно о нравственной составляющей управленческого труда: "Те люди, которые имеют власть над другими, – начальники, собственники, руководители, – несут колоссальную ответственность за этот общий труд. Если им кажется, что результатом должно быть получение прибыли, которую потом можно потратить на себя, то эти люди согрешают против Бога и против своих ближних. И никогда эта прибыль, полученная за счет труда другого человека и используемая только для себя и ради себя, не принесет счастья и благополучия... Чем выше поднимается человек по служебной лестнице, тем больше он должен служить народу, отдавать себя... Колоссальная ответственность лежит на руководителях, но ведь огромная ответственность – и на простом человеке. Давайте научимся не сквернословить на рабочем месте, а разговаривать нормальным русским языком. Давайте скажем, что прийти на работу в нетрезвом виде – значит пойти против принципов человеческого общежития"[4].
Таким образом, христианство возлагает социальную ответственность на каждого христианина, причем не только в отношении благотворительности, но также в его повседневном поведении, общении и даже помыслах.
Основные этические и социальные представления мусульман, регулирующие взаимоотношения людей и предписывающие правила поведения, зафиксированы в Коране. В этике ислама закреплены такие общечеловеческие ценности: предписывается быть справедливым, воздавать за добро добром, быть щедрым, помогать бедным и т.д. Как и Библия, Коран призывает человека трудиться – этим в первую очередь он обеспечит себе "царство небесное", т.е. характерна ориентация не столько на достижение счастья в земной жизни, сколько на жизнь небесную. Право на труд воспринимается как обязанность, чтобы обеспечивать себя и свою семью средствами к существованию. С момента своего возникновения ислам учит тому, что все люди на земле равны. Пророк Мухаммад (571–632 гг.) сказал: "Нет разницы между арабом и не арабом, между белым и черным, и люди равны между собой как зубцы гребня". Однако к моменту начала ниспослания Корана рабство было тотально распространено во всем мире и все мировоззрение того времени (социальные отношения, военная сфера, экономика и т.д.) было неразрывно связано с этим явлением, поэтому ислам принимал рабство как данность и призывал максимально смягчать негативные последствия рабства. Так, хозяева были обязаны хорошо относиться к своим рабам и быть гуманными с ними, а освобождение раба являлось богоугодным делом (Коран, 4:36).
Кроме того, ислам четко определяет обязанности работодателя по отношению к своим служащим и рабочим – работодатель должен честно и справедливо обращаться со своими рабочими и достойно, без малейших задержек оплачивать их труд: "Отдай работнику плату его до того, как высохнет на нем пот от трудов его" (Ибн Маджа). Согласно исламской религии рабочие места должны быть оборудованы с учетом техники безопасности и рабочих нельзя заставлять работать неучтенное время или доводить до изнеможения работой в ужасающих условиях, не предоставляя никакого отдыха: "Хозяин не должен требовать от работника невыполнимого. Если требования хозяина являются все же необходимыми, то хозяин должен сам прежде всего протянуть руку помощи своему работнику" (Бухари).
Рассматривая третью основную мировую религию – буддизм и ее влияние на развитие идеи корпоративной социальной ответственности можно отметить, что на протяжении многих веков доминирующее положение в Древней Индии занимали жрецы (брахманы), в их Знании (Ведах) говорится о делении общества на четыре варны (сословия) и распределении прав и обязанностей членов этих варн. Члены всех раннеиндийских варн были свободны, но не равноправны, а рабы находились вне вари. Во II в. до н.э. это неравенство письменно оформляется в "Законах Ману", особо обосновывая руководящее положение брахманов и исключительное положение их прав.
Впервые с критикой основных положений брахманской идеологии, идеями справедливости, доброго отношения к другим людям и гуманизма в VI в. до н.э. выступил Сиддхартха, прозванный Буддой (Просветленным). Будда и его последователи признавали нравственно-духовное равенство всех людей и утверждали, что всякий человек независимо от своей сословной принадлежности достигает совершенства путем личных усилий. Постепенно идеи буддизма находили все большее число сторонников, начиная оказывать влияние па государственную политику, а во время правления Ашоки (268–232 гг. до н.э.) буддизм был признан государственной религией, распространившись в дальнейшем и на многие другие страны Юго-Восточной Азии[5].
В буддизме труд, являющийся основой существования человека, рассматривается как фактор, привязывающий этого человека к земным интересам, а значит, как вредная, мешающая спасению деятельность. Высшей добродетелью считается отказ от всяческих попыток что-либо сотворить в этом мире, в том числе отказ от всякой производственной деятельности, а единственно признаваемым трудом является ОГЛАВЛЕНИЕ монашеской общины.
В современной России живут и трудятся люди различной религиозной принадлежности и, соответственно, разного менталитета, который явственно стал проявляться после утраты советской идеологии. При смене парадигмы развития в России происходит процесс, характеризующийся внутренней противоречивостью социокультурной среды, российское общество только обретает собственную идеологическую определенность. И в этих условиях именно следование КСО поможет российскому бизнесу скорректировать управление с ориентацией на разнообразие менталитетов.
Самостоятельная работа
Какие положения иудаизма нашли отражение в концепции корпоративной социальной ответственности? Обоснуйте свой ответ.