Информация как объект торгового оборота
Под информацией понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"). Информация рассматривается не только как результат интеллектуальной деятельности, но она может существовать также в виде самых разнообразных знаний научного, технического, технологического, управленческого и иного характера. Однако коммерческо-правовому регулированию подлежит не всякая информация, а лишь та, которая обладает действительной или потенциальной коммерческой ценностью в силу неизвестности ее третьим лицам и отсутствия свободного доступа к ней на законных основаниях и владелец которой принимает меры к сохранению ее конфиденциальности.
Коммерческая тайна есть особая разновидность информации, которая специально выделяется в ст. 3 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ "О коммерческой тайне". В соответствии с п. 1 ст. 3 указанного Закона, "коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду". К такой информации относятся данные о проводимых переговорах, заключенных сделках, контрагентах, имущественном положении сторон, а также сведения относительно применения технологий, научно-технических решений, методах организации производства, т.е. всего того, что обычно охватывается понятием секрет производства ("ноу-хау" — "знаю как").
Как видим, это понятие имеет ярко выраженную экономическую направленность, а именно получение выгоды вследствие владения информацией, недоступной третьим лицам. Ранее коммерческая тайна приравнивалась к служебной и определялась через такие признаки, как неизвестность третьим лицам, отсутствие свободного доступа, принятие мер по се охране. Теперь же главный признак для признания сведений коммерческой тайной — возможность получения дохода.
Реализация права на коммерческую тайну носит ограниченный характер. По сути дела правообладатель коммерческой информацией может лишь исключить незаконное завладение его коммерческой тайной третьими лицами (например, промышленный шпионаж, подкуп служащего конкурента). Иные правомочия правообладателя реализуются, как правило, в рамках относительных правоотношений, т.е. путем включения в договоры об уступке или лицензионные договоры условий о конфиденциальности сведений, составляющих ОГЛАВЛЕНИЕ коммерческой тайны.
Однако отнесение информации к коммерческой тайне будет иметь юридическое значение только при условии, если это оформлено надлежащим образом, т.е. был издан приказ, сделано распоряжение, установлены ответственные должностные лица, определены организационные меры. Более того, чтобы стать объектом правовых отношений, информация, составляющая коммерческую тайну, должна быть зафиксирована на материальном носителе (бумаге, магнитном носителе, кино- фотонегативе и других материальных объектах, в том числе физическом поле) и снабжена реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О коммерческой тайне" меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны включать в себя, в том числе: нанесение на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа "Коммерческая тайна" с указанием обладателя такой информации (для юридических лиц — полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).
Коммерческое право охраняет информацию, представляющую собой коммерческую тайну. Поэтому разглашение ее против воли предпринимателя влечет за собой для лиц, допустивших ее разглашение, а также незаконными методами получивших ее, обязанность возместить причиненные этим убытки. Они могут быть привлечены к дисциплинарной, гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности согласно ст. 14 Федерального закона "О коммерческой тайне".