Информационный терроризм
Информационный терроризм осуществляется в области, охватывающей политические, философские, правовые, эстетические, религиозные и другие взгляды и идеи, т.е. в духовной сфере, там, где ведется борьба идей.
Существует большое количество определений и понятий информационного терроризма. Часть экспертов связывают его с высокотехнологичным применением обычного терроризма, другие, напротив, утверждают, что информационный терроризм направлен не на общество, а на отдельных людей в повседневной жизни, не имеющей отношения к политике и международным отношениям.
Информационный терроризм – особая форма насилия, представляющая собой сознательное и целенаправленное информационное воздействие или угрозу применения такого воздействия для принуждения правительства к реализации политических, экономических, религиозных или иных целей террористической организации или отдельных террористов [5].
Однако все эксперты едины в одном: информационный терроризм – это прежде всего негативное воздействие на личность, общество и государство всеми существующими видами информации. Он ведется разнообразными силами и средствами – от частных информационных террористов, зарабатывающих на рассылке сообщений, до агентуры иностранных спецслужб, отечественных и зарубежных средств массовой информации.
В приведенной выше формулировке информационного терроризма просматриваются две формы террора – физическая и духовная (она же психологическая).
Отличительной чертой информационного терроризма является его материальная доступность и сложность обнаружения. Глобальная сеть Интернет, связавшая компьютерные сети по всей планете, изменила правила, касающиеся "современного оружия". Если еще 50 лет назад под оружием понимали конкретные автоматы и пулеметы, то сегодня оружием может выступать и компьютер, установленный на вашем рабочем месте или в квартире. Анонимность в сети Интернет позволяет террористу стать "невидимым" и, как следствие, практически неуязвимым и ничем не рискующим при проведении преступной акции.
Информационные перегрузки
Впервые о вопросах информационной перегрузки ученые стали задумываться, когда достижения в области научно-технической революции существенно (в разы) увеличили производство информации. Позже к процессу естественного увеличения (появление новой информации, не существовавшей ранее) и распространения информации прибавился еще один сложный процесс копирования информации.
Изначально упоминание о термине "информационная перегрузка" принадлежит Бертраму Гроссу в книге "Управление организацией" (1964), но развитие данной дефиниции принадлежит американскому философу Элвину Тоффлеру в книге "Шок будущего" (1970), где он определяет, что информационная перегрузка имеет подобного рода эффект только на более высоком когнитивном уровне: "Когда человек погружается в быстро и нерегулярно меняющуюся ситуацию или новый насыщенный контекст, его предсказательная точность падает. Он больше не может сделать достоверную оценку, от которой зависит рациональное поведение".
Сегодня вопросами информационной перегрузки наиболее тщательно занимаются медицинские работники, социологи и психологи, которые едины во мнении о том, что информационная перегрузка – это результат бурного развития информационных технологий и сети Интернет.
Суть информационной перегрузки состоит в том, что количество информации, поступающей в мозг человека, существенно превышает необходимое для комфортного существования человека количество информации.
При этом часть людей эффективно справляется с информационными перегрузками, в то время как другая часть населения страдает от этого переизбытка.
Причинами возникновения информационной перегрузки в обществе являются:
• стремительный рост новой информации;
• копирование, дублирование информации, размещение ее в информационных источниках, в том числе в сети Интернет;
• увеличение общего количества информационных ресурсов, сайтов, страниц, социальных сетей;
• изменение общей траектории общения (от живого "человек – человек" к "интернет-общению" (человек – компьютер (телефон, смартфон) – человек);
• противоречивость и неточность информации;
• коммерциализация информационной сферы и инфраструктуры ("продавать" информацию стало выгодно).