Информационный статус других государственных органов
Такие государственные органы, как ЦБ РФ, Счетная палата, ЦИК и некоторые другие осуществляют информатизацию своих собственных систем и используют информационные ресурсы и коммуникации для получения необходимой информации, обеспечивают соблюдение правового режима информации по признакам собственности, конфиденциальности, а также осуществляют в пределах своей компетенции информационное обслуживание органов государственной власти и иных пользователей.
Например, в системе ЦБ РФ образуется достаточно сложная структура информации, которая требует внимания юридических служб для установления определенного порядка систематизации, хранения и использования информации, циркулирующей в структуре банка.
Здесь полезно различать несколько разрядов (классов) информационного ресурса, каждый из которых требует специального режима.
1. Информация, обеспечивающая внутренний производственный процесс деятельности органа в соответствии с его ролью и задачами – массивы информации по определению правового положения подразделений, органа в целом, процедуры работы, кадровые и иные вопросы персонала и отношений внутри органа.
2. Информация, связанная с организацией банковской системы в стране, осуществлением надзорных функций за деятельностью кредитных организаций, эмиссией ценных бумаг, осуществлением банковских операций самим ЦБ РФ и других функций.
3. Информация, которая в установленном порядке предоставляется Федеральному Собранию РФ, Правительству РФ, Президенту РФ и иным должностным лицам.
4. Информация официальная и обеспечивающая гласность результатов деятельности банка.
5. Конфиденциальная информация об операциях клиентов банковской системы.
Информатизация деятельности ЦБ РФ осуществляется в соответствии с внутренней программой и политикой, которая определяется государством в области финансово-кредитной системы страны в целом и в соответствии с программами информатизации и информационной безопасности самого ЦБ РФ.
В Типовом положении о расчетно-кассовом центре Банка России (утв. приказом ЦБ РФ от 07.10.1996 № 02-373) имеется специальная статья "Защита государственной тайны и сведений ограниченного распространения". Согласно положениям этой статьи руководители расчетно-кассового центра обязаны обеспечить сохранность сведений, составляющих государственную тайну, а также других сведений ограниченного распространения. Сведения, подлежащие защите, определяются нормативными актами ЦБ РФ.
Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности" в ст. 8 устанавливает обязанности кредитных организаций представлять по требованию физического или юридического лица информацию о своей финансовой отчетности. И это имеет прямое отношение к обеспечению прав клиентов кредитных организаций и реализации правил гласности в деятельности ЦБ РФ.
Следует отметить, что все информационные направления деятельности в системе ЦБ РФ регулируются внутренними нормативными актами, инструкциями и методическими рекомендациями, а также стандартами на документы, программы и программное обеспечение в структуре информационных систем этого органа.
Комплекс проблем информационного характера ЦИК нашел отражение в Федеральном законе от 10.01.2003 № 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации “Выборы”". Здесь возникают те же проблемы, что и в других государственных органах в процессе информатизации и информационного обслуживания деятельности системы выборов и потребностей ЦИК. Наибольшего внимания требуют вопросы использования информации персонального характера, которая сосредоточена в данной системе на всех уровнях проведения выборов и референдумов, легитимного оформления принадлежности, сохранности и целевого использования информационной техники, программного обеспечения, сосредоточенных в структурах Федерального информационного центра, который специально создан для ведения Государственной автоматизированной системы "Выборы".