Информационный подход
Наиболее сложным для разработки ИС является информационный подход. Он отличается от других общенаучных подходов тем, что ему сопутствуют многочисленные и разные теории, учения, научные дисциплины, предметами изучения которых провозглашаются информация, информационные процессы, информационная деятельность, т.е. по существу - проблематика информационного подхода. Эти концептуальные образования обладают разной степенью развитости и другим статусом, относятся к иным научным комплексам (общественным, техническим, математическим) и имеют тенденцию к созданию многоуровневой системы информационно-коммуникационных наук. Так как информационная система преобразует информационные ресурсы в информационные продукты, то представление ИС основывается на концепциях информации, информатизации, информатики.
Термин "информатика" используется в областях практического (совокупность общественных реалий) и научного сознания (научная дисциплина). Первая использует информационный подход для осмысления явлений общественного производства и социальной жизни в целом и оперирует такими понятиями как "информация", "информатизация", "информатика" и т.п. Вторая - использует информационный подход, во-первых, как один из научно-исследовательских инструментов в методологическом арсенале какой-либо конкретной науки, например, экономики; во-вторых, как способ конституирования научных дисциплин, использующих предметом своего исследования информацию.
Таким образом, различают информатику практическую, инфраструктурную и целую гамму теоретических информатик. Отличительным признаком всех информатик является то, что все они имеют дело с отображением и организацией. Практическая информатика связана с процессами познания и коммуникации. Например, экономическая информатика - "наука об информационном обеспечении систем экономического управления, использующая ЭВМ для создания АСУ". Специфика отраслевых информатик обусловлена разновидностями коммуникации. Предметом компьютерной информатики являются информационные системы, которые представляют собой общественно организованные системы управления и общения между людьми. Все теоретические информатики - это науки "отражательно-организационные" по предмету и "информационные" по методу.
Информация - это информационный подход к отражению и организации. Правомерно использовать информационный подход для познания коммуникации, и тогда информация выступает как способ движения знаний, эмоциональных переживаний, волевых воздействий в пространстве и времени.
Типы информации можно выявить, применяя информационный подход к разным уровням организации (движения) живой материи: человеческое общество (социальный); живая природа (биологический); информационная техника (машинный). Этим уровням соответствует свой тип информации: социальный, биологический и машинный.
Специальная информация - это коммуникационные сообщения о знаниях и управляющих воздействиях, направленные целевым социальным группам (менеджерам), сформированным в результате разделения труда для решения общественных задач. В этих группах вырабатывается формальная структура, функциональная специализация членов группы, иерархия социальных ролей и аппарата управления. Видов специальной информации существует столько, сколько существует целевых групп. Виды информации по целевому назначению и уровню осмысления приведены в табл. 5.1.
Таблица 5.1
Виды информации по целевому назначению и уровню осмысления
Признак |
Виды информации |
ОГЛАВЛЕНИЕ информации |
Целевое назначение |
Познавательная Эмоциональная Побуждающая (управляющая) |
Сообщение другим об известном Обмен чувствами и переживаниями Стимулирование адресата на выполнение определенных действий |
Уровень осмысления (познания) объективной реальности |
Эмпирический Теоретический (кон цептографический) |
Описательное Фактографическое Предположения Теория Оценка Регулятивное Проблемное |
Информационная деятельность - неотъемлемая часть умственного труда, которая заключается в восприятии, хранении, переработке и выдаче информации. Информационная деятельность целесообразна. В качестве ее целей выступают: получение нового знания, сообщение другим о познанном, управление поведением других людей. Достижение этих целей осуществляется тогда, когда субъект занимается либо познавательной, либо коммуникационной деятельностью. Таким образом, информационная деятельность включает в себя понятия познавательной и коммуникационной деятельности и является результатом информационного подхода к умственному труду.
Информационное обслуживание (сервис) - это область профессиональной информационной деятельности, нацеленная на удовлетворение общественных и индивидуальных потребностей. Она включает в себя следующие операции над сообщениями: оформление, сбор, переработка, хранение, поиск, распространение. Все эти операции являются коммуникационными, отсюда можно сделать вывод, что информационное обслуживание и коммуникационное обслуживание по сути одно и то же. В результате развития возникли три рода коммуникационного обслуживания: документальное, фактографическое и концептографическое.
Таким образом, информационный подход является не универсальным, а специализированным познавательным средством, поэтому он должен сочетаться с другими, неинформационными методами.