Взаимопроникновение легизма и конфуцианства
Объединившая Поднебесную династия Цинь была вскоре сметена народным восстанием, но единое государство сохранилось. Наименование новой династии - Хань - стало самоназванием китайцев, а конфуцианство - государственным культом, однако новые властители восприняли и существенные элементы легизма.
Самым впечатляющим в истории династии Хань было правление У-ди (156-87 до н.э.), приобретателя новых территорий на западе и востоке, зачинателя международной торговли шелком. У-ди, с одной стороны, создал национальную сеть школ для обучения конфуцианству и учредил систему экзаменационного отбора на должности. С другой стороны, он практиковал жестокие наказания (казни, оскопление) для чиновников и подданных и, вопреки мнению конфуцианских ученых, принял новый закон (120 до н.э.) о сосредоточении исключительно в руках государства распоряжения металлами и солью (государственная монополия на соляные копи, добычу железа и литье, включая монетное). Тем самым был воплощен принцип "Гуань-цзы" об "управлении горами и морями". Вместо того чтобы увеличивать подушевые и поимущественные (на строения и скот) налоги, были введены надбавки к ценам на соль и железные изделия, а также выдача денежных займов для закупок продовольствия в случаях его удорожания.
Последствия государственной монополии были неоднозначны, и вскоре после смерти У-ди в Китае развернулась первая в истории "экономическая дискуссия" - "спор о соли и железе" (81 до н.э.). Группа из 60 конфуцианцев выступила за разгосударствление соляных промыслов и металлургии, указывая на рост цен, ухудшение качества железных изделий и обогащение чиновников. Однако Сан Хун-ян, выходец из мелких торговцев и советник покойного У-ди, отстоял политику правительства.
Китайский мандаринат
Создание системы правительственного регулирования хозяйства, опирающейся на обширный слой чиновников, отбираемых посредством экзаменов, способствовало устойчивому воспроизведению структур китайской государственности на протяжении веков, несмотря на вторжения кочевников, вспышки народных восстаний, смены династий и принятие проникшего из Индии буддизма в качестве государственной религии. "Спор о соли и железе" спустя более чем 1000 лет (в XI в.) отдался "эхом" в деятельности реформатора Вана Ань-ши и ее критике историком Сыма Гуаном.
Хотя Ван Ань-ши был высокоученым конфуцианцем, он провел несколько "новых законов", нацеленных на ослабление двойного угнетения китайских земледельцев - правительством (зерновой налог) и ростовщиками. Один закон заменил поставки в столицу зерна из отдаленных районов, связанных с большими расходами, - размещением зерна в государственных хранилищах на местах для продажи по низким ценам. Другой закон предусматривал весеннюю выдачу государством займов под "зеленые побеги" (будущий урожай) на условиях гораздо более льготных, чем у сельских ростовщиков. Наконец, Ван Ань-ши намеревался преобразовать налогообложение с учетом количества и качества обрабатываемой земли и пошел на установление фиксированных цен.
Противник реформ Сыма Гуан утверждал, что они приведут к обогащению чиновничества, и сравнивал Вана Ань-ши с Саном Хун-яном, "обманувшим" У-Ди. Вскоре реформы были свернуты.
Своеобразный отпечаток, доставшийся в наследство китайской цивилизации от конфуцианской практики экзаменационного отбора чиновников, по-разному оценивается в мировом обществознании. В европейские языки китайское слово "гуань" (сановник) вошло в португальском переводе "мандарин" (то ли от сходства цветного шарика на головном уборе чиновника с оранжевым фруктом, то ли от санскритского "мандрин" - "командир"). Понятие привилегированного класса ученых-сановников на пожизненной службе у государства - "мандаринат" - приобрело международный негативный смысл1. Но порядок доступа к чинам наиболее способных лиц из разных слоев, выдержавших экзамены, получил и другую характеристику - "меритократия" (от лат. "меритус" - "достойный" и греч. "кратос" - "власть"). Такой порядок противопоставляется строю обособленных сословий, истоки которого обнаружены в мифах народов индоевропейской языковой семьи (китайцы к ней не относятся). В учениях трех великих культур "Осевого времени" - индийской, иранской и греческой - мы находим разновидности индоевропейского трехчастного разграничения и сословного закрепления деятельности на жреческую, воинскую и хозяйственную.