Лекция 6. Информационные системы мобильной торговли
Информационные системы мобильной торговли позволяют удаленным сотрудникам торгового предприятия:
1) получать доступ к информации о товарах;
2) управлять заказами;
3) анализировать продажи на основе диаграмм и ключевых отчетов;
4) получать данные о существующих и потенциальных клиентах;
5) добавлять и структурировать контакты;
6) назначать встречи и отслеживать потенциальные продажи.
Такие системы реализуют функции CRM-систем и систем управления мобильной торговли. К информационным системам этого класса относятся зарубежные информационные системы Sybase Mobile Sales, Microsoft Dynamics CRM Mobile, Oracle CRM (включающая модули
Oracle CRM, Oracle's Siebel Mobile Sales), а также ряд отечественных информационных систем.
Набор приложений Oracle CRM предоставляет через Интернет сведения о продажах и клиентах, обеспечивает асинхронный доступ к корпоративным базам данных, организует работу продавцов через операторский центр, упрощает развертывание интернет-магазинов. К основным отечественным системам этого класса относятся: разработанная группой компаний CDC платформа "Оптимум", занимающая до 45% рынка приложений для мобильной торговли, "Агент+" — до 20% рынка, "ST-мобильная торговля" (разработка компании "Системные технологии") — до 20% рынка, "Моби-С" — до 10% рынка.
Мобильная система Retail Mobile Suite
Комплексное решение для мобильной торговли Retail Mobile Suite (RMS) создано ведущим системным интегратором в области розничной торговли — компанией "Пилот" (pilot.ru). Это решение состоит из пяти модулей:
• "убийца (растворитель) очередей";
• инвентаризация;
• контроль ценников;
• контроль чеков;
• дизайн подарочных наборов.
Оно реализуется с помощью локальной сети стандарта Ethernet. Мобильные пользователи подключаются к ней с помощью точки доступа (Access Point).
На рис. 6.1 показана схема подключения продавцов, оснащенных мобильными терминалами, к информационной сети торгового предприятия. Управление работой такой сети осуществляется с использованием сервера. На нем, как правило, устанавливаются база данных, ERP-система и ПО для взаимодействия с программами, устанавливаемыми на мобильных терминалах.
Внедрение RMS на предприятиях розничной торговли позволяет оптимизировать процессы торгового зала, увеличить скорость сбора и обработки данных за счет работы в онлайновом режиме, сократить время обучения персонала и т.д.
Рис. 6.1. Схема локальной сети торгового предприятия, использующего мобильные решения
Queue Busting Solution - сокращение очередей
Одним из эффективных решений проблемы "пиковых нагрузок" на кассовые узлы является система "Растворитель очередей" (Queue Busting Solution), работающая с использованием мобильных терминалов, принтеров и Wi-Fi сетей. Данное решение предназначено для увеличения пропускной способности супермаркета или гипермаркета. Оно позволяет улучшить качество обслуживания покупателей, способствовать повышению их удовлетворенности и лояльности. Благодаря предварительному сканированию и быстрому обслуживанию возрастает пропускная способность супермаркета. Даже если не сканировать всю покупательскую тележку (что достаточно сложно сделать при большом наплыве покупателей и ограниченном кадровом резерве), а отсканировать и упаковать лишь 30% продуктов из каждой тележки, это может повысить проходимость кассового узла приблизительно на 30%.
Сотрудник торгового предприятия с помощью терминала сбора данных сканирует товары или данные пластиковой карты. На отсканированные товары с помощью мобильного принтера выписывается чек. Эти данные или данные пластиковой карты поступают на POS-терминал, что сокращает время на обработку транзакции.
Плюсом Queue Busting Solution также является простота этого решения. Для его использования работникам торгового зала не требуется высокая квалификация, следовательно, нет необходимости в длительном обучении персонала. Данное решение повышает покупательскую удовлетворенность, поскольку существенно снижает время ожидания в очереди. Кроме того, покупатель находится под опекой персонала магазина и не чувствует себя "потерянным".
В настоящее время аналогичное решение Queue Buster внедряется компанией "Пилот — бизнес-решения для торговли" и эффективно используется в сети гипермаркетов "Aiпан" в России.