Информационные системы в арбитражных судах
Информатизация деятельности арбитражных судов осуществляется в соответствии с Концепцией создания Единой автоматизированной информационно-коммуникационной системы арбитражных судов РФ (далее — ЕАИКС АС РФ) (166).
Основными целями создания ЕАИКС АС РФ являются:
• обеспечение законности и повышение обоснованности принимаемых судебных актов и качества их оформления;
• сокращение сроков рассмотрения заявлений и жалоб на основе использования новых информационных технологий, включая средства видеоконференцсвязи;
• повышение эффективности процессов судебного делопроизводства и подготовки данных судебной статистики в судах путем сокращения времени на обработку и передачу информации;
• повышение достоверности и полноты первичной информации, получаемой в ходе судебных заседаний.
Для достижения указанных целей ЕАИКС АС РФ решаются следующие задачи:
• обеспечение объективного анализа правоприменительной практики на основе обработки больших объемов судебной статистики и данных предыстории;
• повышение оперативности информационного взаимодействия арбитражных судов с Верховным Судом РФ, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, следственными органами, прокуратурой, Минюстом России и органами государственной власти субъектов РФ;
• повышение достоверности информации арбитражных судов;
• повышение уровня информационной безопасности па всех этапах деятельности арбитражных судов;
• обеспечение анализа правоприменительной практики и информационно-правовой поддержки деятельности арбитражных судов и формирование единого информационно-правового поля в области законодательства, применяемого арбитражными судами;
• обеспечение условий для оперативного межгосударственного (в рамках СНГ) и международного сотрудничества в области правовой информатизации.
В целях обеспечения доступа к судебной информации на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда РФ представлены следующие информационные системы:
• "Картотека арбитражных дел" — информационная система, предоставляющая исчерпывающую информацию о движении дел в арбитражной системе. Названная система имеет дополнительное приложение для поиска конкретных дел и документов с мобильного телефона ("мобильная картотека");
• "Календарь заседаний" — информационная система, обрабатывающая информацию о времени и месте всех заседаний арбитражных судов;
• "Банк решений арбитражных судов" — интерактивная информационная система, осуществляющая полнотекстовый поиск по судебным актам арбитражных судов (в системе содержится более 14 млн документов, доступных для всех желающих);
• "Электронный страж" — информационная система, позволяющая отслеживать изменения в делах, а также оповещающий участников о зарегистрированных делах;
• "Расписание перерывов в заседаниях судов" — информационная система, позволяющая отслеживать в реальном времени все перерывы в заседаниях арбитражных судов.
• "Мой арбитр" — информационная система, позволяющая передавать документы в арбитражные суды РФ в электронном виде посредством заполнения форм, размещенных на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет (167).
В арбитражный суд первой инстанции пользователи могут обратиться с исковым заявлением (заявлением), направить отзыв на исковое заявление, предъявить встречный иск, направить заявление о вступлении в дело, подать заявление (ходатайство), также существует возможность подачи апелляционной или кассационной жалобы на решение суда.
Пользователем указанной системы подачи документов может являться любое лицо, зарегистрированное в системе подачи документов посредством создания своей учетной записи, образующей "личный кабинет".
Для представления в арбитражный суд в электронном виде документы должны быть переведены в электронный вид с помощью средств сканирования. Каждый отдельный документ должен быть отсканирован и загружен в систему подачи документов в виде отдельного файла. При направлении через систему подачи документов копии мирового соглашения пользователь загружает его также в текстовом формате Microsoft Word, OpenOffice (*.doc, *.docx, *.odt, *.rtf, *.txt).
Просмотр документов, направляемых в электронном виде, осуществляется сотрудником арбитражного суда, ответственным за прием документов в электронном виде, который, исходя из их содержания, должен убедиться в том, что документы, поступившие в систему подачи документов, доступны для прочтения, адресованы суду, оформлены в соответствии с настоящим Порядком, включая соблюдение требования о наличии подписи в отсканированном документе, и поступили в суд соответствующей инстанции.
Если данные условия соблюдены, пользователю направляется уведомление о получении арбитражным судом поданных в электронном виде документов.
Система электронного документооборота (СЭДО) предназначена для автоматизации процессов общего делопроизводства и перехода к безбумажным технологиям в Высшем Арбитражном Суде РФ.
Система автоматизирует деятельность сотрудников арбитражных судов, связанную с регистрацией, обработкой, подготовкой, согласованием, хранением и учетом документов, контролем исполнительской дисциплины, обеспечивает ведение телефонного справочника.
СЭДО разработана по многозвенной клиент-серверной технологии, позволившей реализовать:
• централизованное хранение и обработку данных на сервере;
• целостность данных;
• совместную работу пользователей с общими данными без нарушения целостности базы данных;
• минимизацию объема передаваемой информации по сети от сервера базы данных пользователям;
• снижение вычислительной нагрузки на клиентские компьютеры, что позволяет увеличить производительность системы простым увеличением мощности сервера.
В системе арбитражных судов РФ на сегодняшний день в основном используются две автоматизированные системы;
• программный комплекс "Судебно-арбитражное делопроизводство" (разработчик ЗЛО "КРОК инкорпорейтед");
• автоматизированная информационная система "Судопроизводство" (разработчик ЗАО "Информационная компания "Кодекс").
Программный комплекс "Судебно-арбитражное делопроизводство" представляет собой совокупность общесистемных и специализированных программных средств. Система создана на основе интранет-технологий. Вся обработка данных сосредоточена на сервере, что позволяет обеспечить:
• централизованное управление;
• требуемую производительность;
• надежность хранения информации;
• эффективность обработки данных и защиту от несанкционированного доступа.
Данная информационная система предназначена для автоматизации процессов судебного делопроизводства судов всех уровней арбитражной системы. В настоящее время Программный комплекс "Судебно-арбитражное делопроизводство" используется 53 арбитражными судами РФ, в том числе:
• Высшим Арбитражным Судом РФ;
• федеральными арбитражными судами округов;
• арбитражными апелляционными судами;
• арбитражными судами субъектов РФ.
В состав программного комплекса "Судебно-арбитражное делопроизводство" входят три подсистемы: "Судопроизводство"; "Судебная статистика"; "Электронный обмен". Подсистема "Судопроизводство" предназначена для автоматизации процессов судопроизводства в арбитражных судах и обладает следующими функциональными возможностями:
• учет дел и документов;
• работа с текстами судебных актов;
• автоматизированное распределение первичных документов;
• работа с корреспонденцией;
• формирование статистических отчетов;
• работа с архивом дел и документов;
• исполнительное производство.
Подсистема "Судебная статистика" предназначена для автоматизации деятельности аналитического отдела контрольно-аналитического управления Высшего Арбитражного Суда РФ в части сбора, проверки, хранения и аналитической обработки данных судебной статистики, предоставляемых арбитражными судами РФ.
Подсистема "Электронный обмен" является частью программного комплекса "Судебно-арбитражное делопроизводство" и предназначена для решения следующих задач:
• автоматизация процессов обмена информацией о судебных делах между арбитражными судами РФ;
• направление лицам, участвующим в судебных делах, извещений в электронном виде о времени и месте назначенного судебного разбирательства;
• направление лицам, участвующим в судебных делах, информации в электронном виде о движении (ходе рассмотрения) заявления (жалобы);
• отслеживание доставки копий судебных актов лицам, участвующим в судебных делах.
Автоматизированная информационная система "Судопроизводство" обеспечивает комплексную полно-функциональную автоматизацию всех участков судопроизводства. Система охватывает все этапы судебного делопроизводства и документооборота: первичную регистрацию судебного дела, "ручное" или автоматизированное распределение судебного дела, рассмотрение судебного дела, подготовку и регистрацию судебных актов по результатам рассмотрения, контроль и анализ рассмотрения дел, отправку судебных документов и передачу судебных дел в архив.
Кроме того, информационная система "Судопроизводство" представляет целый набор дополнительных функциональных возможностей и сервисов: доступ к текстам судебных решений и судебным документам, доступ к правовым базам "Кодекс", составление и публикация аншлагов, получение статистических сводок и отчетов, мониторинг, контроль рассмотрения дел, опубликование судебных решений в сети Интернет и др.
Внедрение информационной системы "Судопроизводство" позволяет решать одну из главных задач информационной поддержки деятельности суда — создание полнотекстового электронного банка судебных актов, принимаемых данным судом. Создание банка происходит автоматически, в процессе судебного делопроизводства, не требуя ни дополнительных ресурсов, ни финансовых затрат, ни привлечения услуг сторонних организаций.
Формирование такого банка начинается непосредственно на рабочем месте сотрудника суда, который с помощью информационной системы "Судопроизводство" может подготовить и зарегистрировать любой документ, возникающий в процессе рассмотрения судебных дел. Все документы готовятся в знакомом большинству пользователей редакторе MS Word и тут же размещаются в электронном банке. Пользователь работает с привычным программным интерфейсом и не тратит времени на постижение принципиально новых сервисов, поэтому внедрение информационной системы "Судопроизводство" не требует большого времени на обучение или переучивание специалистов.
С 1 января 2014 г. осуществляется переход к формированию электронных судебных дел по всем категориям. Теперь все поступающие в суды документы будут сканироваться, и в дальнейшем по инстанциям будет перемещаться только электронное судебное дело.
Говоря об использовании электронной подписи в деятельности арбитражных судов следует отметить, что на сегодняшний день Высшим арбитражным судом РФ создан собственный удостоверяющий центр, который зарегистрирован в Федеральном реестре удостоверяющих центров. Ключ подписи уполномоченного лица удостоверяющего центра арбитражных судов включен в соответствующий Реестр сертификатов ключа подписи, который ведется Минкомсвязи России.
Предполагается, что в будущем судьи будут использовать полноценную электронную подпись, и электронный судебный акт, размещенный в Картотеке арбитражных дел, и подписанный электронной подписью судьи, будет иметь такую же юридическую силу, как и бумажный судебный акт.
Система видеоконференц-связи арбитражных судов РФ обеспечивает возможность проведения видеоконференций как между судами, так и с подключением внешних абонентов. Названная технологическая система позволяет проводить сеансы для большого количества участников и существенно сокращает временные затраты на решение проблем, возникающих в повседневной деятельности арбитражных судов, а в перспективе позволит проводить судебные заседания с использованием видеоконференц-связи.