Лекция 3. Информационные ресурсы в менеджменте

Разнообразные информационные ресурсы, используемые в менеджменте, зависят от вида менеджмента.

По доступности информационные ресурсы можно разделить на общедоступные, коммерческие, смешанные и внутренние.

К общедоступным относятся информационные ресурсы открытых источников, к которым любой пользователь может обратиться через Интернет (анонимно или зарегистрировавшись на сайте, используя персональные логин и пароль). В настоящее время в открытом доступе содержится очень много данных, что является признаком развивающегося информационного общества. Предоставление равных возможностей по доступу к сети и информационным ресурсам можно рассматривать как шаг вперед по направлению к устранению "цифрового неравенства". В числе открытых ресурсов, представляющих интерес для менеджмента, следует назвать порталы государственных услуг (gosuslugi.ru), порталы налоговых органов (nalog.ru), судебных органов (например, arbitr.ru), в том числе Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИ11), из которых можно получить достоверную информацию о контрагентах и др.

Существуют системы, содержащие актуальные и достоверные данные по отдельным направлениям, предоставляемые па возмездной основе. Такие ресурсы принадлежат крупным компаниям, длительное время специализировавшимися на узком направлении информационного обслуживания (системы СПАРК, СКАН и ЭФИР известного новостного агентства Интерфакс и др.).

Система СПАРК содержит данные обо всех юридических лицах России, Украины и Казахстана, которые собираются более чем из 20 различных источников, включая федеральные ведомства, суды, средства массовой информации, что позволяет отслеживать изменения, связанные с ликвидацией и банкротством компаний. Поданным Интерфакс, в России ежемесячно ликвидируется 4000 компаний, происходит 1000 банкротств, принимается 100 000 решений арбитражных судов. Используя СПАРК, менеджеры могут эффективнее управлять рисками, быстрее оценивать благонадежность и кредитоспособность контрагентов, успешнее анализировать рыночное окружение, точнее оценивать инвестиционную привлекательность бизнес-проектов.

В СПАРК содержится Вперед информация но каждой компании:

• реквизиты компании, сведения о регистрации в регистрирующих органах, лицензии;

• структура компании, совладельцы, дочерние компании, филиальная сеть, руководство;

• финансовая отчетность компаний, адаптированная для фундаментального анализа;

• финансовые и расчетные коэффициенты, в том числе отраслевые, сведения об аудиторских проверках;

• скоринговые оценки, в том числе оценки кредитных рисков и риска неблагонадежности компании;

• описание деятельности компании, планов ее развития;

• данные о численности персонала;

• существенные события, анонсы корпоративных мероприятий;

• информация о выпусках ценных бумаг, календарь событий по акциям и облигациям, котировки, сведения о регистраторе;

• рекомендации аналитиков, аналитические обзоры и комментарии;

• база данных по банкротствам и решениям арбитражных судов;

• патенты и товарные знаки;

• сообщения средств массовой информации, публичная информация;

• сведения об обязательствах компании;

• информация об участии в государственных тендерах;

• данные о доменах компании.

Столь же детальные сведения можно получить об индивидуальных предпринимателях.

Кроме информации об отечественных компаниях по специальному запросу СПАРК предоставляет сведения из глобальной базы данных корпорации Dun & Bradstreet (D&B) – мирового лидера в данной сфере. Потребители могут получить стандартизированную информацию о 200 млн компаний всех стран мира, что после вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) имеет исключительно большое значение.

СПАРК обладает уникальной возможностью расчета индексов на основе обширной информации, которая имеется в его распоряжении. Рассчитываются:

• индекс должной осмотрительности;

• скоринговая оценка кредитного риска;

• индекс платежной дисциплины.

Система СКАН обеспечивает доступ к электронным архивам газет, журналов, информагентств, новостных ресурсов Интернет, блогов и инструменты для мониторинга и анализа этой информации. Ведется онлайн-мониторинг 6000 источников, проводится глубокий анализ текстовой информации, при поиске можно работать с такими параметрами, как географические объекты, факты и темы, тональность публикаций, прямая и косвенная речь, авторы; строятся рейтинги упоминаемости и графики для сравнительного анализа, имеются готовые шаблоны форм для представления информации. Глубина архивов некоторых из источников достигает 25 лет. Открытая часть системы позволяет вести поиск по части источников с двухнедельным архивом. База данных с полной коллекцией источников доступна по подписке.

Система ЭФИР представляет собой зарегистрированное средство массовой информации, которое может использоваться в финансовом менеджменте. Она позволяет в режиме реального времени:

• получать новости Интерфакса, комментарии и прогнозы аналитиков, обзоры и сводки основных событий, календари событий, сообщения компаний;

• наблюдать в режиме реального времени за основными индексами и ходом торгов на ведущих торговых площадках России и мира;

• получать информацию по макроэкономике, официальные итоги торгов;

• конструировать собственные ленты новостей, получать оповещения (алерты);

• получать справочную информацию по торговым площадкам, инструментам и эмитентам;

• проводить оперативный анализ ситуации, пользуясь как встроенной системой технического анализа, так и конвертором в популярные аналитические программы.

Смешанными ресурсами являются те, которые, будучи коммерческими, частично доступны в открытом режиме. Примером могут служить справочно-правовые системы "Гарант" и "КонсультантПлюс". Они дают возможность бесплатно получить часть информации в круглосуточном режиме обслуживания, часть сведений предоставляют бесплатно в нерабочие часы и нерабочие дни. Использование профессиональных ресурсов намного предпочтительнее открытого поиска в Интернет, поскольку ответы справочно-правовой системы более релевантны, актуальны и полны. Кроме того, они прокомментированы юридической службой и связаны ссылками с корреспондирующими документами.

Внутренние информационные ресурсы, используемые в менеджменте, заключены в информационных системах предприятий и организаций, которые развиты повсеместно, хотя и в разной степени. К ним относятся системы электронного документооборота и делопроизводства, ЕСМ-системы[1], системы управления персоналом, бухгалтерские программы, ERP-системы[2], справочно-правовые системы, установленные локально, CRM-системы[3] и др.

В менеджменте наиболее востребованы интенсивно развивающиеся в последнее время системы электронного документооборота: в отличие от ERP- и CRM-систем они в большей мере ориентированы на работу с неструктурированной информацией, служащей основой для принятия управленческих решений.