Информационное пространство как объект управления в системе государственной информационной политики
При планировании и реализации управления элементов информационного пространства общества в рамках государственной информационной политики используется систематизация объектов управления, которая позволяет распределить виды и средства управления.
Объекты, имеющие материально-техническую природу – вся информационно-телекоммуникационная инфраструктура общества:
• государственная информационная политика в отношении этих объектов реализуется прежде всего путем формирования условий, обеспечивающих устойчивое функционирование и развитие этой инфраструктуры;
• доступность для всех членов общества;
• интеграция их в информационное пространство и осуществляемую в нем профессиональную и коммуникативную деятельность.
Объекты, имеющие виртуальную/виртуально-материальную природу – информация, циркулирующая в информационном пространстве общества и его информационные ресурсы. Задачей государственной информационной политики в отношении этих объектов является:
• контроль за информационными процессами и потоками;
• обеспечение защиты информации и информационных ресурсов.
Объекты, имеющие человеческую природу – люди и их сообщества. Управление данными объектами в рамках государственной информационной политики демократического государства должно осуществляться по принципам информационной открытости и равноправной коммуникации.
Поскольку информационное пространство может формировать свои интересы, культурные особенности, ценности и нормы поведения, то они могут существенно отличаться от традиционных. Так, развитие Интернета сопровождается массовым переносом людьми своей информационной активности из среды, создаваемой традиционными информационно- коммуникационными технологиями, в виртуальную среду. Поскольку в реальной жизни любая группа взаимодействует во внешней среде, уникальность сетевых сообществ состоит в том, что они действуют при полном отсутствии внешней среды.
В отличие от традиционных СМИ (газет, журналов) для Интернета характерна иная форма и структура информационного поля – гипертекстовое пространство. В нем не существует изолированных текстов, поскольку каждое информационное сообщение входит как структурный элемент, связанный гиперссылками, в глобальное смысловое пространство. Автор термина "виртуализация общества" Д. В. Иванов отмечает, что в Интернете традиционные социальные институты не могут функционировать в виде нормативных структур, однако они существуют в сети как образы, которыми можно манипулировать[1]. Онлайновые сообщества или коммыонити (community) способствуют формированию "сетевого гражданского общества", целью которого является виртуальное общение в режиме on-line для решения реально существующих социально-политических проблем[2]. По мнению Ю. Хабермаса, главными характеристиками сетевого гражданского общества является "открытость" как "установление широких многомерных связей коммуникации", а также "спонтанность" – свободное формирование, текучесть, постоянное изменение структуры[3].
Социальные группы – относительно устойчивые, складывающиеся в рамках исторически определенного общества совокупности людей, объединенных единством интересов (а также культурных, национальных ценностей и норм поведения), находящихся в более или менее систематическом взаимодействии.
Социальные группы, несмотря на территориальную удаленность друг от друга, способны обеспечивать устойчивость в информационном пространстве благодаря возможности поддерживать постоянное взаимодействие, используя глобальные информационно-телекоммуникационные системы.
Сетевые сообщества – относительно неустойчивые совокупности людей, взаимодействующих посредством системы интернет-коммуникаций, обеспечиваемых службами сети Интернет, обладающих общностью интересов и осуществляющих совместную деятельность в виртуальном пространстве[4].
Виртуальные социальные сообщества – совокупность различных социальных систем, сегментов информационного пространства, источников интеллектуальных и материальных ресурсов, объединенных в рамках достижения единой цели для всех элементов виртуальной системы. Данная система является главным системообразующим фактором наряду с открытыми телекоммуникационными сетями (чаты, форумы, электронный документооборот и т.п.), которые обеспечивают для ее элементов взаимодействие между собой. Она воспринимается пользователем как модель-заместитель действительной реальности или же как некая реальность, первичная по отношению к объективной реальности.
Таким образом, под влиянием сетевых технологий формируется open space – пространство, в котором открываются широкие возможности для развития гражданского общества, выстраивания эффективных коммуникаций между государственной властью и социумом.
Новые возможности открывает "цифровая демократия" – сетевое взаимодействие граждан и политических игроков, предполагающая активное участие общественности в формировании публичной политики и возможности оказывать влияние на принятие политических решений в органах власти. "Цифровая демократия" нашла свое практическое воплощение в технологиях GOV 2.0 или "правительство 2.0"[5].