Информационное общество
Начало XXI в. для многих стран, в первую очередь для промышленно развитых индустриальных государств, совпало с переходом к новому обществу – информационному. О нем заговорили ученые в разных странах примерно с конца 1960-х – начала 1970-х гг.[1], хотя известно, что уже ранее в работах американского экономиста К. Кларка "Экономика в 1960 году" и французского обществоведа Ж. Фурастье "Великая надежда XX века" были представлены некоторые методологические принципы теории нового общества и указывалось на постепенное увеличение в будущем доли сферы услуг и информационного сектора в нем[2].
Информационное общество рассматривается как качественно новая ступень развития не только США и стран Запада, но и всего человечества[3]. Изобретение самого термина "информационное общество" (ИО) приписывается профессору Токийского технологического института Ю. Хаяши.
Основные характеристики данного общества были определены в отчетах, представленных японскому правительству рядом организаций: Агентством экономического планирования, Институтом разработки использования компьютеров, Советом по структуре промышленности. Интересны названия документов: "Японское информационное общество: темы и подходы" (1969), "Контуры политики содействия информатизации японского общества" (1969), "План информационного общества" (1971 )[4]. В перечисленных отчетах высокоиндустриальное общество определялось как такое, где развитие компьютеризации предоставит людям доступ к надежным источникам информации и избавит их от рутинной работы, обеспечив высокий уровень автоматизации производства. При этом существенные изменения коснутся непосредственно самого производства, в результате которых его продукт станет более "информационно емким", что приведет к значительному увеличению доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости. Производство информационного продукта, а не продукта материального, по мнению авторов, будет движущей силой образования и развития общества[5].
Основными отличительными чертами информационного общества называют:
• массовое распространение творческого, интеллектуального труда;
• качественно возросший объем и значение научного знания и информации;
• развитие средств коммуникации;
• преобладание в структуре экономики сферы услуг, науки, образования, культуры над промышленностью и сельским хозяйством.
Несмотря на широкое распространение термина "информационное общество", ученые и специалисты еще не пришли к единому пониманию его основного содержания, поэтому существует целый ряд других определений для обозначения нового общественного устройства, которые выдвигают на передний план тс или иные реальные черты и тенденции современного общества. Новое общество называют разными именами: "постиндустриальное общество" (Д. Белл, Д. Рисмен, В. Л. Иноземцев), "сверхиндустриальная цивилизация", "общество третьей волны" (А. Тоффлер), "научное общество" (М. Понятовский), "телематическое общество" (Д. Мартин), "технотронное общество" (3. Бжезинский), "постбуржуазное общество" (Дж. Лихтхайм), "постмодернистское" (А. Этциони), "информационное общество" (Ю. Хаяши, Ф. Махлуп, Т. Умесао, Д. Белл, А. И. Ракитов, Г. Л. Смолян, А. А. Чернов, И. Ю. Алексеева), "мегаобщество" (В. Куваядин), "общество информатики и связи" (И. Ниинилуто), "электронно-цифровое общество" (Д. Тапскотт) и др.[6] В России в полном соответствии с основной общепринятой дефиницией выбрано название для формирующегося общества – информационное общество[7].
В современном мире очевидна тенденция увеличения доли людей, занятых обработкой информации, в структуре занятости в развитых странах. К началу XXI в. доля американцев, чей труд в основном связан с физическим трудом в сфере производства и услуг, сократился с 83% в 1900 г. до примерно 41%. Доля тех, кто работает в основном с информацией, увеличилась с 17 до 59%. Аналогичные изменения происходят и в других странах. Поэтому одно из самых распространенных определений информационного общества такое.
Информационным называется общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний[8].
С точки зрения американского экономиста Т. Стюарта, информационный век наступил в 1991 г., когда впервые американские компании больше затратили на приобретение информационной техники, необходимой для манипуляций с информацией (компьютеры и телекоммуникационное оборудование), чем на промышленное оборудование, предназначенное для разного рода действий с материальными предметами (двигатели, турбины, станки и механизмы, машины и т.п.).
В центре внимания многих ученых находятся быстрое развитие информационных и коммуникационных технологий и их возрастающее влияние во всех сферах экономической и общественной жизни, существенно изменившие за последние годы то, как мы учимся, работаем, занимаемся общественной деятельностью и отдыхаем. Более того, цифровые технологии активно проникают в традиционные технологии, меняя их возможности и сферы использования. Все это позволяет говорить о компьютерной, телекоммуникационной или микроэлектронной революции и считать информационное общество обществом информационных технологий (IT – Information Technologies).