Информационное обеспечение решения задач антикризисного управления на основе использования транзакционных информационных систем
Транзакционные информационные системы (ERP, CRM, SCM, SRM) решают в интересах антикризисного управления следующие основные задачи:
• создание конкурентных преимуществ на основе реализации системного подхода к управлению ресурсами предприятия, управленческого учета, а также оптимизации взаимоотношений с клиентами, поставщиками, дистрибьюторами и другими участниками цепочек создания ценности;
• сбор данных о внутренней и внешней среде организации, используемых для анализа с целью своевременного выявления негативных тенденций и выполнения превентивных действий;
• повышение производительности труда и качества продуктов на основе автоматизации выполнения бизнес-процессов.
Информационная поддержка решения задач антикризисного управления на основе использования ERP-систем
Современная ERP-система включает совокупность функциональных блоков, которые также могут быть оформлены в виде отдельных подсистем или объединены в укрупненные модули.
Подсистема "Логистика" поддерживает реализацию как внутренних, так и внешних бизнес-операций и обеспечивает предупреждение кризисных ситуаций на основе:
• управления сквозными логистическими бизнес-процессами, например такими, как циклы "закупка – оплата" или "заказ – получение оплаты", что в конечном счете повышает рентабельность бизнеса;
• обеспечения бесперебойности оперативной деятельности, выполнения всех требований по качеству продукции и соблюдения всех нормативов и стандартов, что позволяет сократить простои, повысить лояльность клиентов и одновременно с этим повысить качество продуктов, оптимизировать их стоимость и сократить время вывода на рынок новых продуктов.
Подсистема "Логистика" предоставляет функциональные возможности в следующих областях деятельности:
• заготовка – реализация запланированных и оперативных закупок, полноценное управление запасами, предоставление инструментов для управления отношениями с поставщиками;
• управление запасами и складами – планирование рабочей нагрузки, создание потоков комплектования и консолидации заказов, прямая радиочастотная идентификация и сканирование штрихкодов, управление единицами обработки, оптимизация использования ресурсов и их контроля, мониторинга и создания предупреждений;
• управление производством – поддержка стратегий дискретного и непрерывного производства, а также производства потребительских товаров в рамках клиентоориентированного подхода к управлению;
• управление транспортировкой – автоматизация транспортной логистики на основе объединения поставок и заказов для транспортировки, совместного комбинирования заказов посредством сети Интернет;
• управление программами и проектами – планирование, администрирование и контроль программ и проектов, формирование их структуры, графиков работ, расчета затрат, выручки и платежей, а также планирование ресурсов;
• управление заказами клиентов – обеспечение контроля внутренних процессов продаж, включая обработку запросов и предложений, составление и обработку заказов, а также управление контрактами и циклами фактурирования.
Использование подсистемы "Логистика" позволяет компании повысить антикризисную устойчивость управления за счет приобретения таких качеств, как:
• снижение затрат на основе сопоставления предложений компании с уровнем спроса и оптимизации общего планирования деятельности;
• более эффективное использование активов на основе оптимизации использования производственных ресурсов, сокращения складских запасов и своевременного реагирования на изменения потребительского спроса;
• рост доходов на основе оперативного реагирования на изменение потребительского спроса и улучшения сервисного обслуживания;
• повышение адаптивности бизнеса на основе сокращения циклов планирования и времени подготовки производства и, как результат, оперативного реагирования на открывающиеся возможности совершенствования выполняемых процессов;
• сокращение времени и затрат на принятие оптимальных управленческих решений в рамках всего предприятия на основе интеграции и совместного использования качественной, своевременной и исчерпывающей информации в рамках всей логистической сети;
• повышение производительности оборудования на основе целенаправленного поддержания его в оптимальном состоянии;
• повышение степени удовлетворенности клиентов и, как следствие, получение дополнительной прибыли на основе оптимизации всех бизнес-процессов, повышения уровня обслуживания клиентов и возможности более точно и оперативно реагировать на потребности конечных потребителей и в особенности на незапланированные изменения спроса;
• быстрый и рентабельный вывод продуктов на рынок на основе повышения эффективности внешнего и внутреннего сотрудничества, четкого управления проектами и сокращения цикла разработки продукта;
• снижение рисков на основе соблюдения соответствия всех аспектов разработки продуктов строжайшим требованиям.
Подсистема "Учет и отчетность" предоставляет функциональные возможности для поддержки следующих групп операций:
• бухгалтерский и управленческий учет – бухгалтерская и управленческая отчетность, отчетность по сегментам, международные стандарты финансовой отчетности, учет по местам возникновения прибыли, перерасчеты и планирование;
• корпоративное управление – средства внутреннего контроля, информационная система аудита, функции поддержки гражданских инициатив (анонимное информирование о неправомерных действиях топ-менеджеров);
• управление финансовыми потоками – оптимизация с финансовой точки зрения циклов закупок, фактурирования и сборов платежей, а также процессов кредитного менеджмента, управления наличностью, рисками и оборотным капиталом.
Использование подсистемы "Учет и отчетность" позволяет повысить антикризисную устойчивость управления на основе:
• повышения корпоративной эффективности благодаря возможности быстрой оценки постоянно меняющихся условий бизнеса и реагирования на изменения, что дает возможность оперативно реализовывать эффективные бизнес-стратегии;
• оптимизации последовательности задач и потока операций, а также механизмов консолидации;
• повышения степени прозрачности бизнеса на основе полного соответствия международным стандартам учета и отчетности, таким как GAAP (Общепринятые принципы бухгалтерского учета) и IAS (МСФО), а также возможности получения отчетности в соответствии с требованиями российского законодательства;
• автоматизации процессов урегулирования споров, кредитования и управления сборами и использования средств для электронного выставления счетов и выполнения платежей;
• поддержки финансового и управленческого учета по бизнес-сферам, юридическим лицам или по местам возникновения затрат;
• интеграции финансовых операций и операций управления рисками с финансовой отчетностью и учетом;
• сокращения административных затрат благодаря организации эффективного сотрудничества с партнерами по логистической сети.
Подсистема "Персонал" предназначена для оптимизации процессов в кадровых службах и повышения эффективности деятельности персонала. Она позволяет связать задачи управления человеческими ресурсами с другими организационно-экономическими направлениями.
Подсистема предоставляет функциональные возможности для поддержки следующих групп операций:
• аналитика по персоналу и планирование человеческих ресурсов – анализ, прогнозирование и планирование количественного и качественного состава персонала (включая формирование кадрового резерва), принятие управленческих решений в соответствии с системой сбалансированных показателей компании, а также планирование будущих затрат компании по различным сценариям и формирование бюджетов;
• обеспечение и развитие кадрового потенциала – процессы, охватывающие все этапы управления: от подбора нужного персонала до профессионального развития и удержания его в компании, что позволяет находить оптимальное применение знаниям и способностям лучших специалистов;
• оперативное управление персоналом – административные функции, расчет заработной платы, учет рабочего времени, управление компенсационными пакетами и формирование всей требуемой отчетности по учету персонала.
Использование подсистемы "Персонал" способствует формированию конкурентных преимуществ на основе:
• обеспечения соответствия компетенций сотрудников бизнес-задачам, что положительно влияет на взаимоотношения с потребителями и в конечном итоге на финансовый результат деятельности компании в будущем;
• интеграции информации и операций управления персоналом в основные бизнес-процессы;
• сокращения операционных и административных расходов благодаря повышению производительности труда и оптимизации процессов управления человеческим потенциалом в масштабах всего предприятия;
• снижения рисков при внедрении новых бизнес-сценариев и технологий на основе высокого уровня гибкости и маневренности;
• эффективного использования интеллектуального капитала.
Экономический эффект от внедрения на предприятии ERP-системы
может быть проиллюстрирован следующими количественными показателями:
• снижение транспортно-заготовительных расходов на 60%;
• сокращение производственного цикла по заказным изделиям на 50%;
• сокращение количества задержек с отгрузкой готовой продукции на 45%;
• уменьшение уровня остатков на складах на 40%;
• уменьшение административно-управленческих расходов на 30%;
• сокращение производственного цикла по базовым изделиям на 30%;
• уменьшение складских площадей на 25%;
• увеличение оборачиваемости средств в расчетах на 30%;
• увеличение количества поставок точно в срок на 80%.
Сегодня на российском рынке представлено большое количество ERP-систем. Наибольшей популярностью пользуются продукты следующих западных компаний.
1. Продукты компании SAP.
• SAP ERP – интегрированный программный комплекс, используемый крупными компаниями, в том числе половиной из 500 ведущих фирм мира. В частности, SAP ERP установлен в следующих ведущих зарубежных компаниях: Autogrill SPA, Chevron, Colgate Palmolive, CompUSA, Deutsche Telekom AG, Eastman Chemical, ENI SPA, Fiat SPA, Microsoft, Minolta, Mott's, Pirelli SPA, Robert Bosch GmbH, Royal Philips Electronics, Security National Setvicing, Siemens AG, Sony, Statoil, Telecom Italia SPA и Volkswagen AG.
Вопросы практики
Более 1200 российских заказчиков используют решения SAP. В частности, клиентами SAP в России являются 10 из 10 крупнейших компаний в рейтинге журнала "Эксперт" ("Эксперт-400", 1 октября 2012 г.) – "Газпром", "Лукойл", "Роснефть", РЖД, ТНК-ВР, Сбербанк России, АФК "Система", "Сургутнефтегаз", АК "Транснефть", "Холдинг МРСК", КамАЗ.
Источник: URL: global.sap.com/cis/about-sap/index.epx
• SAP Business One – комплексное решение компании SAP для среднего и малого бизнеса. Данное ERP-решение сочетает в себе возможности CRM-системы и модулей, предназначенных для ведения финансового учета и логистики.
2. Продукт компании Microsoft – Microsoft Dynamics Axapta (AX) также востребован в сегменте средних и крупных компаний.
На рынке представлен также ряд отечественных ERP-системы, таких как 1C: Предприятие 8.0, Галактика, Парус и др.