Информационное обеспечение предоставления муниципальных услуг
Ключевое различие в прежней и новой структурах административного регламента услуги - появление раздела "Требования к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги". Основная часть структуры стандарта уже закреплялась в разработанных административных регламентах услуг, однако не было такой важной составляющей стандарта, как "показатели доступности и качества услуг". Эти показатели, по-видимому, будут основой оценки качества предоставления услуги ее потребителями и создадут систему оценки деятельности муниципальных служащих, исходя из ключевого направления административной реформы - "управления по результатам". Другое существенное нововведение - закрепление в административном регламенте услуги выполнения административных процедур в электронной форме. В прежних требованиях к административным регламентам включение данной информации было факультативным.
Но в Законе № 210-ФЗ не определен статус электронных административных регламентов, хотя фактически о них говорится во многих статьях этого Закона, содержащих нормы, регулирующие правоотношения по поводу предоставления услуг в электронной форме.
Исследование механизма предоставления муниципальных услуг, закрепленного в Законе № 210-ФЗ, позволяет сформулировать следующие выводы.
1. Услуги, оказываемые в процессе осуществления местного самоуправления, можно разделить по различным критериям на несколько категорий:
o государственные услуги, предоставляемые органами местного самоуправления в процессе реализации делегированных государственных полномочий;
o муниципальные услуги, связанные с обеспечением решения вопросов местного значения муниципальных образований;
o муниципальные услуги, необходимые и обязательные, предлагаемые организациями, участвующими в предоставлении муниципальных услуг (условно их можно назвать "сопутствующие услуги");
o муниципальные услуги, входящие в перечень, установленный Правительством РФ, подлежащие предоставлению в электронной форме;
o муниципальные услуги, предоставляемые в рамках исполнения муниципального задания (заказа), и иные муниципальные услуги.
2. В отношении каждого из этих видов муниципальных услуг осуществляется специфичное нормативно-правовое регулирование вопросов информационного обеспечения. Делегированные государственные услуги подлежат административной регламентации делегирующим субъектом власти. Собственно муниципальные услуги подлежат муниципальной административной регламентации. Неясен правовой режим регламентации "сопутствующих" услуг. Вероятно, их регламенты должны быть утверждены органами местного самоуправления. Обеспечение предоставления муниципальных услуг в электронной форме должно сопровождаться электронной административной систематизацией, технические требования к которой унифицированы на федеральном уровне;
3. Из поля нормативно-правового регулирования организации оказания муниципальных услуг в Законе № 210-ФЗ "выпали" муниципальные услуги, которые могут предоставляться в процессе деятельности органов местного самоуправления, не связанной с решением вопросов местного значения. Таким образом, состав компетенции муниципального образования и связанные с ними муниципальные услуги в Законе № 131-ФЗ объемнее, чем сфера правового регулирования муниципальных услуг в Законе № 210-ФЗ.
4. Законом № 210-ФЗ игнорируется фактически сложившееся цифровое неравенство муниципальных образований. Потенциал информационного обеспечения предоставления муниципальных услуг городских округов, муниципальных районов, внутригородских территорий городов федерального значения, как правило, несопоставим с информационными ресурсами поселений, и реально обеспечить реализацию полномочий органов местного самоуправления поселений, определенную Законом № 210-ФЗ, невозможно.
5. Муниципальное правотворчество в сфере информационного обеспечения предоставления муниципальных услуг в Законе № 210-ФЗ ограничено вопросами утверждения реестра муниципальных услуг, организации административной регламентации и экспертизы проектов административных регламентов, установления платы за часть муниципальных услуг. Практически все остальные вопросы информационного обеспечения предоставления муниципальных услуг будут решаться в рамках административно-правового регулирования на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации. Это оправдано, поскольку основополагающим началом в организации информационного обеспечения оказания муниципальных услуг должна стать совместимость государственных и муниципальных информационных систем.
Информационное обеспечение предоставления муниципальных услуг основано на ряде информационных прав заявителей, закрепленных в ст. 5 Закона № 210-ФЗ. Это право на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке оказания государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме; право на получение муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
Кроме того, в соответствии со ст. 7 Закона № 210-ФЗ органы, предлагающие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя: предъявления документов и информации или осуществления действий, предоставление или реализация которых не предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с оказанием муниципальной услуги; предоставления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов власти различных уровней, т.е. фактического обеспечения режима "одного окна". Из данных обязанностей органов местного самоуправления следует исключительно важное право заявителя - предъявлять минимум необходимых документов для оказания услуг.
Информационное обеспечение предоставления муниципальных услуг в электронной форме - основа формирования системы электронного муниципального управления. В ст. 10 Закона № 210-ФЗ в общих чертах определено ОГЛАВЛЕНИЕ данной деятельности. Заявитель муниципальной услуги в электронной форме получает информацию о будущей услуге и порядке ее предоставления, направляет запрос и иные документы для приобретения услуги, получает сведения о ходе выполнения услуги и ее результат. Органы власти и организации осуществляют взаимодействие в целях предоставления муниципальных услуг.
Основное требование к использованию информационно-телекоммуникационных технологий при оказании муниципальных услуг - информационно-технологическое взаимодействие муниципальных информационных систем со структурами регионального и федерального уровней. Соответствующие технические стандарты, включая требования к технологической совместимости информационных систем и к протоколам обмена данными в электронной форме при технологическом взаимодействии информационных систем, устанавливаются на федеральном уровне.
Основной проблемой при организации предоставления услуг в электронной форме является идентификация заявителя услуги при его обращении за услугой. Данная проблема в течение многих лет дискутировалась при обсуждении моделей создания системы электронных услуг. Существующий порядок идентификации документа заявителя с помощью электронной цифровой подписи не был поддержан законодателем. Однако вопрос о более гибком регламенте наделения юридической силой электронных документов и введении системы трехуровневой электронной подписи дискутируется в Государственной Думе, в результате чего в первом чтении принят проект федерального закона № 305592-5 "Об электронной подписи".
Закон № 210-ФЗ содержит, несомненно, весомые гарантии информационных прав граждан в сфере предоставления муниципальных услуг, включая их получение на базе многофункциональных центров в режиме "одного окна", в электронной форме, на основе закрепленных в административных регламентах стандартов услуг. Таким образом, Закон № 210-ФЗ дополняет режим транспарентности муниципального управления, заложенный в Федеральном законе от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
Закон № 210-ФЗ предусматривает введение универсальных электронных карт. Общая стратегия создания такой системы определена в Федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002-2010 годы)" (утв. постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65) и предусматривает, что на такие карты будет возложено несколько функций:
o идентификационная (определение владельца карты и связи его персональных данных на карте с Единым государственным регистром населения и регистрами населения субъектов Российской Федерации);
o биометрическая (хранение данных о личных физиологических параметрах владельца карты для оказания услуг в сфере здравоохранения, обслуживания граждан с ограниченными физическими возможностями и укрепления общей информационной безопасности);
o социальная (использование данных о владельце для автоматизации государственной деятельности в сфере социальной защиты населения на федеральном уровне, уровнях субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления);
o транспортная (применение универсальных электронных карт в качестве учетного и расчетного средства для проезда в транспортных средствах различного типа, вида собственности и общественном транспорте, в том числе в рамках межрегионального режима учета);
o платежная (использование карт в качестве средства доступа к личным банковским счетам граждан и организаций и проведение банковских расчетов через операторов национальной, международных и локальных платежных систем).
Для использования универсальных электронных карт в целях оказания услуг и, если необходимо, их оплаты, карты сопровождаются электронными приложениями, обеспечивающими предоставление той или иной услуги. Оплата услуг производится с помощью электронного банковского приложения к карте. Банк выбирает гражданин из числа банков, уполномоченных на осуществление данной деятельности.
Перечень муниципальных электронных приложений для оказания услуг в электронной форме определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Выпуск и обслуживание универсальных электронных карт контролирует уполномоченная организация, определенная субъектом РФ. Реестр муниципальных приложений к универсальным электронным картам будет вести федеральная уполномоченная организация, осуществляющая организационную и координационную деятельность в сфере функционирования карт. Таким образом, практически все вопросы информационного обеспечения оказания муниципальных услуг в части функционирования универсальных электронных карт решаются на федеральном или региональном уровне.
Таким образом, решение задачи развития государственных и муниципальных услуг с использованием новейших достижений в области высоких технологий является одной из важнейших функций государственного управления и должно носить системный, комплексный характер.