Информационное обеспечение диагностики

Роль информации в осуществлении диагностики очевидна. Основная информация, необходимая для получения заключения об объекте, обобщается по двум основным блокам: влияние факторов, стабилизирующих систему; динамические свойства системы и масштабы их проявления.

Исследование этих информационных блоков с помощью средств и методов диагностики позволяет получать необходимые данные о состоянии и перспективах развития объекта.

С формальной точки зрения работа со всей полученной информацией об интересующем нас объекте включает в себя три стадии: группировку и обобщение, обработку материала, анализ. При прохождении этих стадий информация по диагностике кризиса подвергается статистической обработке, но предварительно осуществляется качественный анализ параметров диагностируемого объекта. Это необходимо для постановки диагноза, так как в любом объекте происходят не только количественные, но и качественные изменения.

Задача диагностики состоит в том, чтобы своевременно распознать и обеспечить принятие таких решений, которые будут способствовать снижению влияния негативных процессов на состояние объекта, пусть не для полного их исключения, а хотя бы для частичной локализации наиболее существенных негативных проявлений. ОГЛАВЛЕНИЕ и результаты диагностики позволят сделать вывод, что они являются одним из наиболее универсальных средств получения достоверной информации о состоянии и отклонениях в развитии объекта диагностики. Они особенно важны в управлении социально-экономическими системами, поскольку могут заранее, до момента проявления отрицательных тенденций в каких-либо внутренних или внешних процессах, охватывающих их деятельность, выявить причины, порождающие подобные тенденции, и принять соответствующие меры по их ликвидации или снижению степени негативных воздействий. Наибольший эффект от проведения диагностических исследований достигается в том случае, если они носят комплексный поступательный характер

Диагностика и исследования как факторы прогнозирования развития управления

В развитии управления, так же как и любой социально-экономической системы, возможно возникновение кризисных ситуаций. Диагностика и исследования необходимы для предвидения этих ситуаций, их исключения или снижения остроты.

По возможностям прогнозирования кризисных ситуаций можно выделить две их группы: назревшие и спонтанные кризисные ситуации. Каждая из них имеет свои особенности и причины возникновения (табл. 3.3).

Такое их разделение позволяет выделить границы детерминированности и, следовательно, предсказуемости их возникновения. Это, в свою очередь, позволяет выбирать наиболее эффективные методы прогнозирования опасности кризиса.

Таблица 3.3

Типы кризисных ситуаций по характеру их возникновения, темпам развития и возможности прогнозирования

Тип кризисной ситуации

Характеристика кризиса

Возможные причины возникновения кризиса

Назревшие

Наличие комплекса объективных причин и предпосылок, постепенно приводящих к острой фазе кризиса, которые вызваны чаще всего внутренними причинами, реже – медленными изменениями внешней среды

Отсутствие гибкости системы управления, бюрократизация, консерватизм или авантюризм.

Изменение структуры рынка, конъюнктуры, технологического уклада, конкуренции.

Неэффективные инвестиционная политика и структура бизнес-портфеля. Низкая производительность труда.

Рост издержек, неэффективный контроль или бюджетирование.

Нисходящая ветвь жизненного цикла организации.

Неэффективная ценовая политика, ошибки в маркетинге и формировании стратегии

Спонтанные

Возникают относительно резко, не имеют явных предпосылок в прошлом.

Вызваны чаще всего непреодолимыми внешними причинами, реже – субъективными внутренними

Скандалы в СМИ, подрыв репутации. Ошибки в стратегии и принципиальных решениях.

Выход на рынок влиятельных конкурентов.

Аварии и срывы работы, стихийные бедствия.

Уход ключевых специалистов, конфликты между собственниками, руководством. Судебные претензии, рейдерские атаки. Изменение законодательства, политического и экономического строя государств, национализация имущества

Существуют различные модели количественной оценки вероятности кризиса для организации в целом, а следовательно, и для управления. Ведь кризисы организации и кризис управления сопряжены друг с другом и имеют противоречивую причинно-следственную связь. Наибольшую известность получила модель известного западного экономиста Эдварда Альтмана, которая построена на финансовых показателях функционирования и развития организации. Она позволяет предвидеть и временны́е границы наступления кризиса. Подробнее расчет индекса Альтмана рассматривается в специальном курсе "Антикризисное управление".

Существуют также графические методы диагностики, в частности метод радиальных диаграмм. Он позволяет графически отобразить в двухмерном пространстве величины определенного количества показателей.

Из центра круговой диаграммы проводятся лучи, каждый из которых имеет свою размерность. Размерность обычно подбирается таким образом, чтобы нормативные значения всех коэффициентов лежали на одинаковом расстоянии от центра. Получается круг нормальных состояний. Лучи наносятся на реальные значения показателей, и таким образом выявляются зоны отклонений.

Этот метод может использоваться как при оценке организации в целом, так и в диагностике ее системы управления, которую тоже можно представить в комплексе показателей ее состояния (рис. 3.3).

Рис. 33. Диаграмма соотношения отклонений в состоянии диагностируемой системы

На этой диаграмме наглядно представлены зоны отклонений от нормальных значений показателей. Их можно оценить по количеству и величине этих отклонений и степени опасности кризисных ситуаций.

Диагностика управления позволяет разрабатывать необходимые программы исследований, планировать и организовывать его проведение.