Лекция 7. Информационно-компьютерная поддержка управления закупками
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
• информационные технологии и системы автоматизации закупок и управления взаимоотношениями с поставщиками;
• функции модуля "закупки" в корпоративной информационной системе;
уметь
• пользоваться современными средствами электронной коммерции;
• использовать в логистике снабжения е-аукционы и е-электронные торговые площадки;
владеть навыками
• работы с программным модулем "opcn-to-виу" при управлении закупками в торговой компании;
Информационные технологии и системы автоматизации снабженческой деятельности
Фундаментом реализации стратегии снабжения является эффективная информационная поддержка. В последнее время достижения в информационных системах и технологиях, а также развитие электронной коммерции привели к появлению таких концептов, как е-сорсинг, е-прокьюремент, во многом определяющих будущие стратегические направления развития логистики снабжения.
Современные IT-приложения для автоматизации снабженческой деятельности включают в себя целый спектр информационных систем, технологий и программных продуктов:
– е-сорсинг, е-прокьюремент;
– е-аукционы, е-тендеры;
– снабженческие порталы;
– е-торговые площадки;
– электронную бизнес-разведку и интернет-аналитику;
– е-каталоги;
– программные модули "Закупка" корпоративных информационных систем;
– EDI-технологии и интернет-коммуникации с поставщиками;
– информационно-программную реализацию технологий SCM, SRM, VMI, ECR, JIT, имеющих отношение к снабжению, и многие другие.
Быстрыми темпами разрабатывается программное обеспечение для подачи заявок на закупку продукции поставщику в онлайновом формате и для проведения е-аукционов. В частности, технология ERFI позволяет потребителю в электронном виде получать информацию о поставщике и в онлайновом режиме осуществить его квалификацию. Интернет-инструменты e-RFP/Q используются для создания заявок на подачу предложений или квот, их отсылки, отслеживания и оперативного анализа в интеграции с другими логистическими каналами снабжения, такими как аукционы, заявки на которые подаются в запечатанных конвертах, или е-аукционы.
Е-аукционы обеспечивают работу онлайновых обратных и прямых аукционов с участием покупателя и выбранных им поставщиков. Имеющиеся на сегодня решения обычно фокусируются на создании динамичной среды формирования цен, обеспечивающей максимальную конкуренцию.
Информационные технологии, включающие компьютеры и телекоммуникации, особенно Интернет, существенно повлияли на процессы и процедуры закупочной деятельности. Передавая информацию и выполняя электронные транзакции по Интернету, поставщики трансформировались в электронных поставщиков, или с-поставщиков, в бурно прогрессирующей электронной коммерции (е-коммерции, е-бизнесе). Интернет создал множество новых возможностей, позволяющих улучшить показатели деятельности в цепях поставок, особенно в области снабжения. В нижеследующем примере показано, как компании, действующие в различных отраслях США (от компьютеров до офисных товаров и автомобилей), пользуются Интернетом для интегрирования и совершенствования своей деятельности в снабжении. Эти компании не только осуществляют закупки товаров и услуг через Интернет, но и управляют закупками предметов снабжения на самых важных для них участках цепей поставок.
Пример
В США появились такие компании, как "Ariba" и "Commerce One", предлагающие программное обеспечение и помогающие многим структурам бизнеса интегрировать процесс снабжения и совершенствовать его.
Так, 14 июня 2000 г. было объявлено, что 49 ведущих компаний, специализирующихся в области потребительских продуктов, объединились и создали Transora.com, глобальный рынок В2В[1]. В число компаний, участвующих в этом проекте, входят "Coca- Cola Company", "Colgate-Palmolive Company", "ConAgra Inc.", "Diageo PLC", "General Mills Inc.", "Heineken International", "Kellogg Company", "Kraft Foods, Inc", "M&M/Mars Incorporated", "McCain Foods Limited", "Nabisco Holdings, Inc.", "Pepsi Co, Inc.", "The Procter & Gamble Company", "Ralston Purina Company", "Sara Lee Corporation", "Unilever NV и Wm. Wrigleyjr. Company". Если судить по списку участников, многие из которых являются явными конкурентами, то на сегодняшний день это самый крупный проект такого рода.
Компании-инвесторы ежегодно тратят приблизительно 350 млрд долл, из общих 900 млрд долл, отраслевых закупок на товары и услуги. На практике оказывается, что многие закупки осуществляются фрагментарно, так как производители взаимодействуют более чем с 200 000 поставщиков. Во многом из-за несистематизированной и неполной информации в отрасли постоянно происходит инфляционный рост затрат на снабжение. Кроме того, отрасль сталкивается с проблемами, вызванными неэффективными процессами, такими как отсутствие интеграции, и наличием систем, для работы которых требуется большой бумажный документооборот.
Проект "Transora" улучшит транзакции во всех цепях поставок и соединит тысячи партнеров по сделкам. Поставщики получат доступ к значительно более широкой базе потребителей, при этом затраты на взаимодействие с этими потребителями для них снизятся. Выгадают от этого проекта и производители, поскольку степень удовлетворения запросов ритейлеров и оптовиков повысится. В свою очередь ритейлеры и оптовики смогут упростить процессы размещения заказов и получать заказы с более высокой степенью точности исполнения. Таким образом, благодаря более полной согласованности действий, повышенной автоматизации и более совершенному управлению заказами выиграют все стороны, участвующие в деятельности цепей поставок.
"Обеспечив бесстыковочное соединение при помощи Интернета, “Transora” сделает глобальные границы прозрачными и проходимыми, – говорит Пол Уолш (Paul Walsh), руководитель административной службы группы "Diageo PLC". – Экономия за счет действий в масштабах всего мира продолжит связывать участников все более тесно, а наши компании все активнее будут заниматься теми видами деятельности и рынками, которые не ограничиваются национальными границами, то есть действовать в международных масштабах. “Transora” создает по-настоящему общий рынок, где наши компании могут совершать транзакции и управлять бизнесом более стабильно и эффективно".
Компании, специализирующиеся на производстве потребительских товаров FMCG, имеют общих потребителей, поставщиков и одинаковые процессы. "Transora" способствует международному сотрудничеству таких компаний, обеспечивая им одинаковый доступ к ассортименту услуг и операций через Интернет, повышение эффективности и улучшение взаимодействия с поставщиками и потребителями. Электронный рынок, как ожидается, приведет к трансформации отрасли потребительских продуктов за счет появления совершенно новых выгод во всех цепях поставок, что в конечном счете обеспечит преимущество и потребителям. На этом рынке применяется ряд прикладных программ-"приманок", включая: стимулирование потребителей, CPFR, VMI, RFID, управление производственными мощностями и логистикой в пределах максимальной цепи поставок.
"Transora" позволит компаниям, выпускающим потребительские продукты, использовать Интернет для совершения бизнес- транзакций со своими поставщиками, покупателями и дистрибьюторами в мировом масштабе. "Transora" станет компанией, действующей полностью самостоятельно, хотя она и принадлежит указанным структурам бизнеса и финансируется ими. Для финансирования этого проекта к июню 2000 г. 49 компаний вложили в него почти 250 млн долл.
Комбинация SCM, логистики и е-коммерции, как ожидается, приведет к значительным преобразованиям в снабженческой деятельности многих компаний. Е-коммерция предоставит возможность организациям бизнеса осуществлять необходимые коммуникации и заключать сделки друг с другом, а логистика и SCM – более эффективно использовать и интегрировать информацию для управления закуточными процедурами. Вместо двусторонних взаимоотношений между поставщиком и клиентом е-бизнес все больше будет осуществляться на основе сетевых структур цепей поставок, составленных из групп поставщиков и групп клиентов. Е-коммерция не только позволяет добиваться такой интеграции компаний в цепях поставок, но и обеспечивает необходимую гибкость, благодаря которой компании могут быстро подсоединяться к сетевым структурам электронного (на базе Интернета) бизнеса и столь же быстро выходить из нее, а также оперативно создавать новые товары и услуги или изменять прежние. Эта новая форма е-коммерции получила название – "динамичные сделки" (dynamic trading).
Говоря непосредственно о влиянии е-коммерции на закупочную деятельность компаний в цепях поставок, можно отметить, что она изменяет закупочную деятельность многих предприятий в плане обеспечения как основными МР, так и операционными ресурсами, в частности товарами MRO. Прикладные инструменты е-коммерции (например, Commerce One[2]) уже используются для достижения более высокой производительности и эффективности при покупке товаров MRO. В большинстве случаев снабжение не основными МР теперь осуществляется через е-рынки или посредством привлечения компаний, реализующих услуги снабжения на условиях аутсорсинга, предлагающих решения для е-снабжения (как части е-коммерции).
По оценкам специалистов, на предметы категории MRO (для технического обслуживания, ремонта и эксплуатации) приходится приблизительно 20–30% общих расходов бизнеса. Автоматизация бумажного документооборота при закупках MRO может реально обеспечить существенную экономию по расходам средств и времени и позволить персоналу служб закупок предприятий и организаций основное внимание уделять взаимоотношениям со стратегическими поставщиками.
Снабжение компаний основными внешними ресурсами в разрезе е-коммерции успешно интегрировалось с информационными системами автоматизации бизнеса ERP и MRP II класса, что позволило добиться огромной экономии, получаемой за счет повышения эффективности транзакций и применения программных систем поддержки принятия оптимальных закупочных решений. В большинстве случаев самые крупные преимущества достигаются за счет интеграции ERP, MRP и систем планирования спроса и поставок.
Важнейшей частью е-коммерции и е-бизнеса является электронное снабжение (е-снабжение).
Е-снабжение – это совместное использование информационных и коммуникационных технологий в виде электронных средств для улучшения процессов управления внешней и внутренней закупочной деятельностью и поставками.
Или более коротко: е-снабжение – это закупки и поставки товаров и услуг категории бизнес-бизнес через Интернет.
Эти инструменты и решения позволяют получить ряд вариантов, способствующих более качественному управлению закупками и поставками[3].
Ключевым драйвером е-снабжения является способность организаций осуществлять глобальные коммуникации, выходя за свои границы. Е-снабжение стало возможным после появления открытого стандарта XML (Extensible Markup Language), структурированного языка, позволяющего легче идентифицировать типы данных в самых различных форматах, приемлемого для всех стандартных интернет-технологий. Адаптация XML помогает организациям без стыка интегрировать приложения и обмениваться информацией с партнерами по цепям поставок.
К основным преимуществам е-снабжения относятся следующие.
1. Более совершенная организация коммуникаций между торговыми партнерами в цепях поставок в режиме реального времени за счет использования глобальной сети Интернет, е-торговых площадок, снабженческих порталов, е-заказов на закупку и т.п.
2. Снижение транзакционных издержек благодаря автоматизации подачи заявок и процессов учета, прямого размещения заказов поставщику, интеграции контрагентов цепи поставок на основе XML.
3. Сокращение числа злоупотреблений при совершении закупок, т.е. покупок, совершаемых в обход заключенных контрактов.
4. Повышение скорости и производительности сделок.
5. Способность агрегировать закупки многих подразделений или отделов компаний.
Широкое применение е-снабжения оказывает сильное влияние на ускорение транзакций по закупкам и на управление знаниями персонала многих компаний, что, в частности, подтверждается нижеследующим примером.
Пример
Одна из наиболее известных организаций в области снабжения – Институт CIPS[4] указывает: "Е-снабжение будет менять динамику управления закупками и поставками как профессии, где более сильный акцент будет делаться на управлении знаниями. Предполагается, что е-снабжение изменит в организации культуру управления закупками и снабжением, в результате чего больше внимания будет уделяться издержкам и ценам. Е-снабжение также способствует совершению закупок у глобальных источников".
Снабженческий портал "Commerce One" предлагает предпринимателям наиболее широкий и полностью интерактивный вариант е-снабжения из всех доступных в настоящее время. Если воспользоваться предложением "Commerce One", включающим приложение "Commerce One BuySite" по электронному снабжению и предоставляющим доступ к глобальному торговому порталу "Commerce One MarketSite", весь цикл снабжения от запроса до оплаты будет осуществляться полностью в автоматизированном режиме. Информация мгновенно передается с компьютера пользователя непосредственно в бэк-офис поставщика при помощи технологии, построенной на основе базового в отрасли языка XML[5].
Важную роль в е-снабжении играют е-торговые площадки, которые бывают частными, независимыми или консорциум- ного типа. Некоторые из е-торговых площадок специализируются на таких областях, как снабжение основными МР или задание отраслевых стандартов данных и их согласование друг с другом. Другие предназначены для устранения отраслевых разрывов, связанных, например, с избыточным спросом и предложением.
Е-торговая площадка – это web-сайт, позволяющий покупателям выбирать нужного себе поставщика из множества имеющихся. В этом случае ситуацию контролирует покупатель, так как открытая торговая площадка позволяют ему оценивать всех потенциальных поставщиков конкретного товара или услуги и принимать обоснованные решения в отношении того, что и где ему лучше купить.
Преимущество е-торговых площадок проявляется, когда рынки закупаемых товаров являются конкурентными (число потенциальных поставщиков очень велико); спецификация предметов снабжения и информация о них быстро меняется; покупателям сложно сравнивать товары-заменители; собственные издержки на выявление, оценивание и определение показателей функционирования поставщиков являются очень высокими. Обычно е-торговые площадки подразделяются на четыре типа;
– вертикальные, предоставляющие товары и услуги в конкретной отрасли;
– горизонтальные, предоставляющие товары и услуги ряду организаций из различных рыночных сегментов, не ограничиваясь отдельными отраслями;
– торговые площадки поставщика/покупателя контролируются группой поставщиков (примером такой площадки можно назвать "Covisint", где партнерами выступают "Ford", "General Motors" и "Daimler/Chrysler");
– нейтральные торговые площадки. Типичным примером здесь можно назвать площадку MRO.com, которая является горизонтальной структурой совершения транзакций по широкому ассортименту товаров категории MRO.
Одним из инструментов современного е-снабжения являются е-тендеры, которые способствуют более быстрой подаче запросов на котировки (RFQ) и их оценке, улучшают качество переговоров, проводимых на основе имеющейся истории отношений с поставщиками, и сокращают общее время цикла снабжения. Кроме того, е-тендеры позволяют за один раз приобрести все необходимое для снабжения компании за счет использования централизованных прикладных программ для RFI, RFP и RFQ и е-аукционов; повысить эффективность сравнения вариантов и согласования условий контрактов в ходе проведения тендеров и переговоров за счет онлайновых коммуникаций; сокращают длительность цикла стратегического сорсинга за счет повторяемых процессов настройки, хранящихся форматов и снижения ТСО.
К инструментам е-тендеров относятся:
• ERFI. Этот инструмент позволяет потребителю в электронном виде получать информацию о поставщике и в режиме онлайн осуществлять квалификацию поставщика. Под квалификацией (по категории товаров или услуг) подразумевается оценка поставщиков по финансово-экономическим, правовым и техническим критериям. Только квалифицированные поставщики могут быть допущены к участию в торгах по соответствующим категориям;
• e-RFP/Q. Эти интернет-технологии используются для создания запросов ценовых котировок (заявок на подачу коммерческих предложений и квот), их отсылки, отслеживания и оперативного анализа в интеграции с другими каналами закупок, такими как аукционы, заявки на которые подаются в запечатанных конвертах, или е-аукционы[6];
• е-аукционы. Эти инструменты обеспечивают работу в on-line обратных и прямых аукционов с участием покупателя и выбранных им поставщиков. Имеющиеся на сегодня решения обычно фокусируются на создании динамичной среды формирования цен, обеспечивающей максимальную конкуренцию. В настоящее время появляется новая функциональная характеристика, позволяющая получать средневзвешенные результаты и за счет этого уделять должное внимание не только цене, но и всем другим важным факторам, необходимым для принятия решения[7].
Е-аукционы создают наиболее прозрачную и динамичную среду для коммерческих транзакций и становятся одним из наиболее важных элементов е-коммерции. Сегодня е-аукционы относятся к наиболее широкой категории динамичных решений, принимаемых в области ценообразования.
Е-аукцион определяется как электронный рынок, который может существовать в контекстах В2В или В2С. Продавцы предлагают товары и услуги покупателям на web-сайте в виде структурированного процесса установления цены и выполнения сделки[8].
Е-аукционы могут проходить в нескольких вариантах: английском, голландском, закрытых торгов и обратных заявок.
1. Вариант английской подачи заявок. При таком процессе текущие заявки заменяются заявками с более высокой ценой, чтобы в конечном итоге получить максимальную цену на выставленный продукт.
2. Вариант голландской подачи заявок. В голландском аукционе аукционист начинает с высокой цены, а затем ее поэтапно снижает до тех пор, пока не получит на нее заявку. Успешный участник после этого решает, будет ли он покупать по данной цене всю выставленную партию или только ее часть. На оставшиеся в данном лоте товары аукционист снова повышает цену предложения, а затем снижает ее по шагам и действует точно так же, как в отношении полной партии, до тех пор, пока не будет продана оставшаяся часть либо не будет достигнута цена, на которой он должен остановиться и больше не продавать.
3. Закрытые торги. Этот процесс во многом похож на тендер. Потенциальный покупатель предлагает претендентам к установленной дате и времени в закрытом формате подать свои предложения. В конкретный день и час представители покупателя оценивают и сравнивают заявки в соответствии с установленными критериями рейтинга. Заявкой-победительницей считается та, которая получает максимальное количество баллов по этим критериям. Если несколько заявок получают одну и ту же оценку, победителем признается заявка с лучшей для покупателя ценой.
Облегчить доступ к необходимой информации для организации и управления снабженческой деятельностью сегодня можно с помощью снабженческих порталов. Эффективность логистики снабжения во многом зависит от удобства форматов и быстроты нахождения необходимой информации о поставщиках, характеристиках новой продукции, ценах на предметы снабжения, условиях сделок и т.п. Сегодня в решении этих задач компаниям помогают интернет-порталы, преимуществами использования которых являются:
• более легкий доступ к информации, специалисты по снабжению могут получить все нужные им вспомогательные инструменты в одном месте. Пользователи могут легко получить инструменты и документы независимо от места своего положения и формата, в котором они действуют. Портал может быть персонализирован, чтобы доставлять информацию внешнего и внутреннего характера с учетом роли пользователя и предлагать инструменты, требующиеся для конкретной работы;
• более высокий уровень сотрудничества и использования информации. Инструменты, распределяющие информацию, могут способствовать сотрудничеству и поддерживать процессы глобальной стандартизации. Их можно состыковать с инструментами поставщиков и внешних партнеров, благодаря чему сотрудничество сторон может быть более тесным;
• виртуальное коммуникационное пространство. Порталы могут предлагать несколько интерфейсов сторон в виртуальном пространстве, и за счет этого можно снизить время на поездки и затраты, сохраняя скорость принятия решений, характерную для тесных контактов. Эта особенность может способствовать развитию взаимоотношений между клиентами и поставщиками;
• гибкость пользования и применения технологической платформы. Использование гибких архитектур, в основе которых лежит Интернет, сокращает ТСО IT-систем. Порталы могут легко эксплуатироваться, а при изменении запросов бизнеса – совершенствоваться.
Преимущества использования снабженческих порталов раскрывает следующий пример.
Пример
2 ноября 1999 г. "Ford", а затем и "General Motors" объявили, что проводимые ими в огромных масштабах операции по закупкам постепенно переводятся на интернет-вариант, обеспечивая необходимое взаимодействие поставщиков, бизнес-партнеров и потребителей со всего мира на гигантских онлайновых рынках. Корпорация "Ford"coздала совместный портат "AutoXchange" с "Oracle", лидером на рынке баз данных. "General Motors" для создания своего сайта "MarketSite" предпочла сотрудничество с "Commerce One", динамично растущим поставщиком программного обеспечения для сферы е-снабжения.
Компания "Commerce One" разработала сайт для "General Motors" с привязкой его к глобальной торговой сети "Trade Points", всемирной сети порталов электронной коммерции сектора В2В, которая пользуется ее программным обеспечением.
Сам масштаб обоих проектов свидетельствует, что наступил момент, когда е-снабжение достигло совершеннолетия. "AutoXchange" станет основным механизмом для закупок "Ford" компонентов и материалов общей стоимостью 80 млрд долл, в год, приобретаемых у более чем 30 000 поставщиков. Такой бизнес может стать началом создания совместного предприятия. В общей цепи поставок "Ford" объем продаж превышает 300 млрд долл, в год. К тому же планируется, что компании, входящие в эту цепь, будут стимулироваться вести бизнес друг с другом также через "AutoXchange". Помимо получения прямой экономии благодаря совершенствованию снабжения и управления запасами (которая составит до 20%), представители "Ford" утверждают, что по отдельным категориям продукции "AutoXchange" позволит сократить время выполнения заказов. Помимо этого, веб-сайт поможет звеньям цепей поставок лучше взаимодействовать друг с другом, особенно при разработке новой продукции. "Oracle" и "Ford" утверждают, что соперничающие с ними автоконцерны также приглашаются на рынок "AutoXchange", услугами которого они могут в полной мере воспользоваться. "Рей Лейн" (Ray Lane), руководитель административной службы "Oracle", оценивает, что уже через несколько лет общий объем транзакций через этот сайт составит около 200 млрд долл.
Как было указано выше, важнейшей частью е-коммерции является е-сорсинг, позволяющий быстро отыскивать нужные рынки, цены и поставщиков, существенно улучшая принимаемые решения по закупкам.
Е-сорсинг предоставляет инструменты, позволяющие выявлять потенциальных поставщиков и в ходе переговоров обговаривать с ними условия, ведущие к самым низким затратам сторон. Он является одной из наиболее мощных стратегий снабжения, появившихся за несколько последних лет. Концепция е-сорсинга строится на идее, что традиционный процесс стратегического сорсинга можно дополнить новыми информационными технологиями. Появляющееся поколение программных решений предназначено для того, чтобы выйти за пределы покупок транзакционного типа, для которых достаточно наличия системы е-заказов, и сфокусироваться на обеспечивающих, очень мощных по своему воздействию стратегических видах деятельности, относящихся к сорсингу и управлению закупками.
Помимо традиционных процедур, применяемых в снабжении при поиске источников поставок и выборе поставщиков, в е-сорсинге используются и другие, самые разные, инструменты, в частности новое поколение SRM-программных решений. Эти решения позволяют компаниям лучше фокусироваться на товарах (или товарных категориях) и чаще выполнять повторные циклы стратегического снабжения, тем самым добиваясь более высокой доходности па вложенный капитал.
К элементам е-сорсинга сейчас относят е-аукционы, е-каталоги, автоматизацию ведения контрактов с поставщиками, электронный анализ рынка продукции и поставщиков и ряд других информационных инструментов.
В настоящее время компании прилагают большие усилия, чтобы поддерживать тысячи не связанных друг с другом и произвольным образом разработанных договоров на поставку и контрактов, а также отслеживать показатели функционирования поставщиков и степень выполнения ими договорных условий. Для управления контрактами разработаны специальные пакеты прикладных программ, входящих в модули "Закупка" КИС или разработанных как локальные информационные системы. В предлагаемых на рынке IT-технологий программных решениях по управлению контрактами[9] основной акцент делается на подготовке контракта и управлении им в части расширения функциональности и ассортимента услуг:
повышении прозрачности контракта (для покупателей и для поставщиков);
– управлении документацией и приложениями контракта;
– стандартизации и классификации контрактов по содержанию (по образцам);
– управлении разработкой контрактов и процессом их одобрения;
– измерении показателей функционирования поставщика в сравнении с контрактными условиями;
– соответствии контрактной цены (включая выявление случаев завышенных платежей);
– автоматическом извещении о прекращении срока действия контракта или достижении ключевых этапов его выполнения.
Электронный анализ данных (е-аналитика, е-бизнес-разведка) позволяет покупателю через Интернет получить доступ к требующейся ему информации о рынке закупаемой продукции и потенциальных поставщиках и детально ее проанализировать. Источниками для этого анализа выступают исследования рынка поставок, анализ конкурентов, тенденций и колебаний закупочных цен по отраслям и товарам. Полное решение задачи е-аналитики позволяет проводить углубленный анализ знаний, информации и данных через доступные базы данных поставщиков, снабженческих порталов и е-торговых площадок.
Для определения стратегии взаимоотношений с конкретным поставщиком потребители все чаще пользуются интернет-инструментами стратегического е-сорсинга, выбираемыми на основе лучших практических реализаций[10]. Электронное снабжение (е-снабжение) помимо е-сорсинга включает такие инструменты, как подача заявок в электронном виде и е-рынки категории В2В.
Заявки, подаваемые в электронном виде, до последнего времени в основном касались операционных ресурсов и MRO, причем эффект достигался за счет автоматизации процесса подготовки счетов к оплате и фиксации договорных цен по корпоративным контрактам. Сегодня уникальное предложение е-заявки помогает потребителям отбирать продукты с заранее выбранными спецификациями в электронном каталоге по более привлекательным контрактным ценам.
Е-рынки категории В2В используют возможности глобальной сети Интернет, стыкуя поставщиков и потребителей непосредственно друг с другом, благодаря чему транзакции осуществляются более эффективно. В настоящее время можно выделить три типа е-рынков.
1. Частные биржи, которые, как правило, предлагают индивидуализированные контакты и могут поддерживать желаемый уровень сотрудничества. Они предоставляют доступ к проверенной потребительской базе компании, но не помогают компаниям выходить за пределы торговых партнеров, которых они уже знают.
2. Отраслевые консорциумы предоставляют отдельным своим участникам возможность доступа к торговым партнерам остальных членов. Кроме того, они могут разрешить другим компаниям присоединиться к данному е-рынку, благодаря чему общий доступ становится более широким.
3. Независимый е-рынок. Это связь в варианте "многие – многие" среди потребителей и поставщиков через независимого посредника. У независимых е-рынков самый широкий круг участников, что максимально расширяет доступ, однако затрудняет достижение глубокого уровня сотрудничества.
По прогнозам аналитиков, к 2010 г. на е-рыночном пространстве закончится период рационализации, после чего останутся примерно 200 крупных отраслевых консорциумов, 500 независимых е-рынков и 2000 частных бирж.
Пример
По данным исследователей из "Forrester Rcscrch" известно, что транзакции в секторе В2В в Интернете к 2007 г. достигли 4,7 трлн долл. Ведущим провайдером программного обеспечения здесь выступает "Ariba"; ниже приводится цитата с веб-сайта "Ariba", где сообщается базовая информация о решениях компании в области программного обеспечения.
"Подходы “Ariba” к электронной коммерции в секторе В2В позволяют снизить затраты и улучшить деятельность всех цепей поставок, обеспечивая выгоды для всех партнеров по сделкам. Организации-покупатели пользуются предложениями “Ariba”, чтобы сократить расходы за счет взаимодействия только с поставщиками предпочтительной категории и участия в новых возможностях по генерированию поступлений при помощи выделения электронных рынков, предоставляющих услуги по снабжению для других структур бизнеса в качестве основных. Поставщики пользуются решениями, предлагаемыми “Ariba” в области электронной коммерции, для увеличения потенциала своих поступлений за счет более эффективного ведения бизнеса с существующими клиентами и расширения масштабов своей деятельности, привлекая для этого новых, перспективных клиентов. Сетевые лидеры рынка используют решения “Ariba” по электронному рынку для достижения самых высоких показателей в своей работе и создания полномасштабных сетевых рынков. Подход “Ariba” позволяет использовать платформу “Ariba Network” для снижения затрат, создания повышенных возможностей по поступлениям и обеспечения конкурентного преимущества для покупателей, поставщиков, провайдеров услуг с добавленной ценностью и лидеров сетевого рынка"[11].
E-биржа – это веб-сайт категории В2В, на котором покупатели и поставщики встречаются для осуществления сделок. Как было указано выше, существуют частные и публичные биржи, которые отличаются друг от друга. Первые обычно управляются одной организацией и доступны только для поставщиков этой организации и ее торговых партнеров.
Такие частные биржи используются для совместно осуществляемых процедур бизнеса, например управления логистическими бизнес-процессами в цепях поставок в режиме реального времени. Второй вариант означает независимую биржу, открытую для всех организаций, готовых платить установленную сумму, чтобы стать ее членом. Публичные биржи часто используются для проведения аукционов, как прямых, так и обратных.
Одним из важных элементов электронного снабжения являются е-каталоги, представляющие собой web-страницы, где предоставляется информация о товарах и услугах, предлагаемых и продаваемых поставщиком (продавцом), и обеспечивается поддержка размещения онлайновых заказов и осуществления платежей.
Использование е-каталогов выгодно и покупателям, и поставщикам по следующим основным причинам:
– облегчаются двусторонние коммуникации между покупателями и продавцами в режиме реального времени;
– укрепляются взаимоотношения между покупателями и поставщиками за счет более полного обслуживания продавцом и информирования покупателей о продуктах, что в других вариантах более затруднительно;
– ускоряется реакция поставщика на рыночные условия и требования потребителей (например, в части корректировки цены и параметров упаковки);
– устраняется временной разрыв между запросом, подаваемым пользователем каталога.
Существуют электронные каталоги продавцов, покупателей и посредников. Е-каталог продавца предоставляет потенциальным покупателям доступ к онлайновым каталогам конкретного поставщика, имеющего возможности для совершения онлайновых закупок.
Электронные каталоги покупателей создаются закупающими организациями. В обычных условиях подобные каталоги ограничиваются товарами, которые имеют цены, спецификации и условия, заданные до проведения переговоров сторон сделки купли-продажи.
Каталоги посредников предназначены для устранения недостатков е-каталогов продавцов (покупателей) за счет состыковки собственного каталога по е-снабжению с основным каталогом, которым управляет торговая площадка.