Лекция 6. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОЛИТИЧЕСКИХ КАМПАНИЯХ
Изучив материал главы, студент должен:
знать
• виды информационно-аналитических технологий;
• поле применения информационно-аналитических технологий при подготовке политической кампании;
• основные требования к социологическим исследованиям в политических кампаниях;
уметь
• определять значение информационно-аналитических технологий в политических кампаниях;
• составлять план социологического исследования для политической кампании;
• различать количественные и качественные методы исследования;
владеть
• навыками использования информационно-аналитических технологий в политических кампаниях.
Информационно-аналитическое обеспечение политических кампаний
Управление как деятельность, ориентированная на достижение поставленной цели, требует получения всесторонней информации об объекте воздействия и факторах внешнего влияния на управленческую ситуацию. При проведении политических кампаний значение такой информации является особенно чувствительным, поскольку субъект управления лишен возможностей использовать принудительные ресурсы власти, позволяющие обеспечивать достижение цели путем оказания давления на объект. В этой связи информационно-аналитическое обеспечение политических кампаний превращается в особый фактор повышения результативности управленческого процесса.
Информационно-аналитическое обеспечение политической кампании – это комплекс мероприятий, с помощью которых субъект управления получает информацию, необходимую для разработки стратегии и тактики политической кампании, мониторинга ее проведения и оценки рисков.
Необходимость информационно-аналитического обеспечения политической кампании обусловлена:
• важностью получения всесторонней информации об объекте управления политической кампанией. Управление мотивацией как основной способ достижения политических целей возможен только при условии составления предельно полной картины об ожиданиях, интересах, ценностных ориентациях, установках людей, чье поведение предполагается изменить в ходе политической кампании;
• важностью выявления особенностей социально-политической и экономической ситуации, в которой будет проходить политическая кампания. Как отмечалось в гл. 4, на ход политической кампании оказывает воздействие ряд объективных факторов, обладающих внешней принудительной силой. Не имея возможности изменить ОГЛАВЛЕНИЕ этих факторов, субъект управления вынужден подстраиваться под них, учитывать при выборе технологий достижения политических целей. Решать эту задачу можно, только составив целостное представление о потенциально опасных или благоприятных факторах проведения политической кампании;
• важностью оценки возможностей использования в политической кампании определенных технологий. Например, чтобы рационально выстроить работу со средствами массовой информации, необходимо иметь представление о ситуации на медийном рынке. Чтобы привлечь к освещению тем политической кампании лидеров мнений, предварительно следует проанализировать их взгляды, насколько они соответствуют заявленным целям;
• важностью контроля за ходом политической кампании. Отсутствие ресурсов принуждения требует постоянной оценки уровня эффективности проводимых мероприятий, насколько удалось, используя те или иные технологии, продвинуться к достижению поставленных целей, и внесения по мере необходимости корректив в тактические действия. Без проведения такого мониторинга возможна переоценка собственных усилий, и как результат – провал политической кампании.
Итак, подготовка и проведение политической кампании требуют высокой информированности, как о различных сторонах и свойствах объективной реальности, в которой она будет разворачиваться, так и о настроениях, ожиданиях людей, рассматриваемых в качестве объекта воздействия. Нередко возникает искушение сэкономить время и ресурсы, необходимые для проведения серьезных исследований, и положиться на здравый смысл, свой опыт и собственное видение ситуации. Однако знание, основанное на опыте, на здравом смысле, имеет ограниченную ценность. Оно не позволяет "схватить" все многообразие возникающих в обществе процессов и понять существующие оттенки мотивационных сфер людей, вовлекаемых в политические кампании. Поэтому исследовательскую работу должны проводить специалисты, владеющие научным инструментарием извлечения более глубокого и всестороннего знания об умонастроениях людей или информационно-аналитическими технологиями.