Информационная поддержка решения задач антикризисного управления на основе использования CRM-систем
Важнейшей задачей информационного обеспечения антикризисного управления является оперативное получение достоверной информации о состоянии таких факторов внешней среды, как покупательские ожидания и предпочтения потребителей, изменение их поведения. Эта задача в настоящее время решается CRM-системами.
Наряду с задачей сбора данных, используемых для проведения стратегического анализа, важнейшими задачами CRM-систем являются привлечение и удержание клиентов.
Широко известная Азбука потребительской лояльности П. Дойля утверждает следующее.
1. Привлечение нового потребителя обходится фирме в 3–5 раз дороже, чем удержание существующего.
2. Ежегодно средняя фирма теряет 10% своих потребителей. При снижении этой цифры вдвое прибыль увеличивается на 85%.
3. Вероятность повторной покупки "весьма довольным" потребителем в 6 раз выше, чем "просто довольным".
4. Удовлетворительный ответ на претензии только повышает лояльность потребителей.
5. Лишь 14% потребителей покидают фирму из-за плохого качества товара, а 66% – из-за неприемлемого отношения к ним торгового персонала.
6. Недовольный потребитель предостережет от печального опыта не менее 14 друзей и знакомых.
Эти факты весьма красноречиво говорят о том, что одним из важнейших направлений борьбы за предупреждение ситуации несостоятельности организации является борьба за лояльного клиента.
Принцип концентрации усилий на обслуживании клиентов реализуется в стратегии CRM, которая основана:
• на наличии единого хранилища информации о всех случаях взаимодействия с клиентами и системы управления распространением и использованием этой информации в различных подразделениях компании;
• постоянном анализе собранной информации о клиентах и принятии управленческих решений.
Программное обеспечение, предназначенное для поддержки реализации CRM-стратегий, также называют CRM-системами.
CRM – это система, которая на входе имеет сведения о клиенте, а на выходе – информацию о том, как нужно поступать компании в целом или ее подразделениям, включая и персонал.
Большинство представленных на рынке CRM-систем включают в свой состав модули: "Продажи", "Маркетинг" и "Сервис".
Модуль "Продажи" обеспечивает автоматизацию решения таких задач, как:
• управление обращениями и сделками;
• поддержка продаж по телефону;
• поддержка мобильных продаж;
• поддержка электронной торговли;
• управление контактами и клиентами, ведение истории взаимодействия;
• планирование и прогнозирование продаж, аналитика;
• сбор и хранение информации о продуктах, прайс-листах, коммерческих предложениях.
Модуль "Маркетинг" обеспечивает планирование и анализ эффективности маркетинговых и рекламных кампаний. При этом решаются такие задачи, как:
• сегментация потребителей;
• классификация потребителей по привлекательности, частоте обращения и лояльности;
• выделение групп важнейших клиентов и определение их характеристик;
• планирование и контроль выполнения маркетинговых мероприятий и кампаний;
• маркетинговая аналитика и отчетность;
• координация работы отделов маркетинга и продаж.
Модуль "Сервис" обеспечивает:
• управление сервисными обращениями и запросами;
• ведение истории сервисного взаимодействия;
• управление сервисными контрактами;
• управление жалобами клиентов;
• управление базой знаний;
• планирование расписания работы и управление рабочими процессами обслуживания;
• отчетность и аналитику по обслуживанию клиентов.
Кроме того, на основе интеграции с модулями "Продажи" и "Маркетинг" модуль "Сервис" позволяет использовать каждый контакт клиента с компанией для продаж дополнительных продуктов и услуг.
Следует отметить, что CRM-системы могут также использоваться не только для накапливания информации о контактах с клиентами, но и как данные о конкурентах, поставщиках (SRM-системы) и событиях, связанных с их деятельностью.
Использование CRM-системы обеспечивает организации:
• комплексное видение и анализ, позволяющие предугадывать потребности клиентов и создавать основу для долгосрочных и рентабельных отношений с клиентами;
• увеличение прибыли за счет эффективной системы привлечения клиентов, повышения доли отклика в результате прямых маркетинговых рассылок, усовершенствованных возможностей перекрестных продаж и продаж более дорогих товаров, снижения оттока клиентов;
• сокращение затрат за счет автоматизации взаимодействий, повышения производительности сотрудников, работающих с клиентами, сокращения расходов на прямой маркетинг и рекламу в средствах массовой информации, оптимизации запасов и бизнес-процессов;
• конкурентное преимущество за счет увеличения лояльности клиентов и их удержания, более глубокого и целостного понимания потребностей рынка и клиентов, а также сокращения времени вывода продуктов на рынок;
• возможность получать обзор поведения клиента и адаптировать свои предложения в соответствии с его конкретными потребностями;
• возможность идентифицировать тенденции и выявлять новые потребности клиентов, динамично перераспределять ресурсы разработки таким образом, чтобы создавать и предоставлять продукты, ориентированные на будущие потребности;
• возможность выполнять распределение и консолидацию ресурсов, интегрировать процессы и функции, поставлять продукты и услуги, полностью соответствующие ожиданиям клиентов;
• повышение эффективности работы менеджеров по продажам;
• возможность оптимизации клиентской базы;
• увеличение количества вторичных продаж;
• снижение требований к квалификации персонала.
При этом достигаются следующие количественные результаты:
• снижение операционных и управленческих затрат на 15-20%;
• экономия оборотных средств от 3 до 5%;
• сокращение цикла реализации продукции на 25-30%;
• снижение коммерческих затрат на 30-35%;
• уменьшение дебиторской задолженности на 10-15%;
• рост эффективности работы сотрудников на 20%;
• сокращение оттока клиентов на 5–10%;
• увеличение количества повторных обращений клиентов на 20%.
Рост доходов компаний, внедривших CRM, составляет в среднем около 8–10% в год.
На российском рынке представлено большое количество различных CRM-систем. Компаниями крупного бизнеса наиболее востребованы системы Oracle Siebel CRM и SAP CRM. В среднем и малом бизнесе наиболее популярна Microsoft Dynamics CRM.
Мнение специалиста
Директор представительства Microsoft Business Solutions в России
Текущая экономическая ситуация, обострение конкуренции заставляют компании внимательнее изучать своих клиентов, их потребности, заботиться, чтобы потребители оставались лояльными. И гут без CRM-систем не обойтись. Примечательно, что продажи Dynamics CRM выросли многократно именно во время экономического кризиса 2008–2009 гг.
Источник: URL: asteros.ru/press/press/2354/
На российском рынке представлено также большое количество отечественных продуктов, таких как 1C:CRM ПРОФ, Monitor CRM, Terrasoft CRM, Quick Sales и др.