Информационная поддержка решения задач антикризисного управления на основе использования аналитических систем

Современное поколение аналитических систем, появившееся с приходом персональных компьютеров и локальных сетей, позволяет пользователю-непрограммисту легко и оперативно извлекать информацию из различных источников, формировать собственные настраиваемые отчеты или графические представления, проводить многомерный анализ данных. Современные информационно-аналитические системы позволяют создавать сценарии "что если" и коллективно просматривать и обновлять информацию.

Дальнейшим развитием информационно-аналитических систем являются СРМ (Corporate Performance Management – управление эффективностью корпорации), BPMS (Business Process Management Suit. – управление бизнес-процессами) и системы имитационного моделирования.

Обобщенный функциональный набор современных информационно-аналитических систем включает поддержку решения таких задач, как:

• сбор и обработка данных о состоянии факторов внешней и внутренней среды;

• анализ рыночных тенденций;

• статистический анализ и прогнозирование;

• анализ многомерных кубов данных (OLAP);

• выявление скрытых закономерностей в необработанных данных (Data Mining);

• анализ рисков;

• создание Сбалансированной системы показателей (BSC);

• сценарное моделирование;

• консолидация финансовой отчетности;

• визуализация фактически достигнутых результатов по совокупности KPI BSC на рабочих панелях руководителей (пульта стратегического управления корпорации);

• анализ взаимоотношений с клиентами и поставщиками;

• анализ финансового состояния и оценка вероятности банкротства;

• формирование управленческих отчетов;

• бизнес-планирование и оценка инвестиционных проектов; функционально-стоимостный анализ;

• анализ цепочек создания стоимости и др.

Взаимосвязь информационно-аналитических и транзакционных систем в антикризисном управлении показана на рис. 10.2. Как видно из рисунка, информационно-аналитические системы решают проблемы стратегического и тактического управления, обрабатывая информацию, накапливаемую в транзакционных (ERP, CRM, SCM) системах.

Наиболее популярными аналитическими системами, разработанными зарубежными компаниями, являются SAP Business Objectsc и IBM Cognos BI.

Для решения задач антикризисного управления в условиях ограниченных финансовых возможностей целесообразно использовать отечественные специализированные аналитические системы. Характеристики наиболее популярных аналитических программных продуктов, представленных на российском рынке, приведены в табл. 10.1.

Рис. 10.2. Место современных информационно-аналитических систем в корпоративной системе управления

Таблица 10.1

Российские аналитические системы (производитель – фирма Expert System)

Продукт

Задачи, решаемые системой

Audit

Expert

Оценка финансового состояния предприятия на основе данных аналитических таблиц с использованием горизонтального, вертикального, трендового и коэффициентного анализа отчетности. Реализация собственных методик финансового анализа с помощью конструктора финансовых методик. Оценка собственного финансового состояния с позиции финансирующего банка. Оценка кредитоспособности заемщика, финансовой устойчивости и вероятности банкротства. Анализ возможных финансовых стратегий. Анализ операционных и финансовых рисков. Регламентируемый финансовый анализ. Консолидация финансовой отчетности. Сравнительный анализ и рейтингование компаний, входящих в группу

Project

Expert

Инвестиционный анализ. Разработка бизнес-планов. Сценарный анализ (What-if – Что будет, если?). Оценка бизнеса. Анализ безубыточности. Оценка рисков. Оценка эффективности инвестиционных проектов на основе интегральных показателей. Анализ инвестиционной деятельности холдинга

Prime

Expert

Моделирование учетной политики компании. Моделирование планируемой деятельности по основным и вспомогательным процессам. Моделирование торгово-закупочной, производственной, сбытовой, инвестиционной деятельности. Разнесение издержек на основе Activity Based Costing. Прогнозирование затрат по функциональным статьям и операциям. Оценка альтернативных программ снижения издержек. Анализ цепочек создания стоимости. Финансовый и инвестиционный анализ. Визуализация финансовой модели в виде интерактивной карты процессов

Marketing

Expert

Анализ прибыльности сегментов рынка и каналов сбыта. Анализ сильных и слабых сторон компании. Анализ портфеля продукции. Анализ стратегий. Разработка плана маркетинга

Вопросы практики

С программными продуктами Expert Systems уже работают более 6000 организаций, такие, например, как Сбербанк России, "Лукойл", МТС, ВТБ, М1ТС, Внешэкономбанк, МТС Плюс, РБК, "Комстар".

Компания активно содействует развитию бизнес-обучения. Более 200 ведущих вузов России и центров обучения уже используют решения Expert Systems в различных программах первого высшего и дополнительного образования, профессиональной подготовки, MBA. Среди них: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (экономический факультет), Академия народного хозяйства, Финансовая академия при Правительстве РФ, Государственный университет – Высшая школа экономики, Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова, Санкт-Петербургский государственный университет, МГТУ им. Н. Э. Баумана, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Государственный университет управления, Самарский государственный аэрокосмический университет. Томский государственный университет и многие другие.

Источник: URL: cfin.ru/base/showcompany.php3?ID-3271