Информационная поддержка решения задач антикризисного управления на основе использования аналитических систем
Современное поколение аналитических систем, появившееся с приходом персональных компьютеров и локальных сетей, позволяет пользователю-непрограммисту легко и оперативно извлекать информацию из различных источников, формировать собственные настраиваемые отчеты или графические представления, проводить многомерный анализ данных. Современные информационно-аналитические системы позволяют создавать сценарии "что если" и коллективно просматривать и обновлять информацию.
Дальнейшим развитием информационно-аналитических систем являются СРМ (Corporate Performance Management – управление эффективностью корпорации), BPMS (Business Process Management Suit. – управление бизнес-процессами) и системы имитационного моделирования.
Обобщенный функциональный набор современных информационно-аналитических систем включает поддержку решения таких задач, как:
• сбор и обработка данных о состоянии факторов внешней и внутренней среды;
• анализ рыночных тенденций;
• статистический анализ и прогнозирование;
• анализ многомерных кубов данных (OLAP);
• выявление скрытых закономерностей в необработанных данных (Data Mining);
• анализ рисков;
• создание Сбалансированной системы показателей (BSC);
• сценарное моделирование;
• консолидация финансовой отчетности;
• визуализация фактически достигнутых результатов по совокупности KPI BSC на рабочих панелях руководителей (пульта стратегического управления корпорации);
• анализ взаимоотношений с клиентами и поставщиками;
• анализ финансового состояния и оценка вероятности банкротства;
• формирование управленческих отчетов;
• бизнес-планирование и оценка инвестиционных проектов; функционально-стоимостный анализ;
• анализ цепочек создания стоимости и др.
Взаимосвязь информационно-аналитических и транзакционных систем в антикризисном управлении показана на рис. 10.2. Как видно из рисунка, информационно-аналитические системы решают проблемы стратегического и тактического управления, обрабатывая информацию, накапливаемую в транзакционных (ERP, CRM, SCM) системах.
Наиболее популярными аналитическими системами, разработанными зарубежными компаниями, являются SAP Business Objectsc и IBM Cognos BI.
Для решения задач антикризисного управления в условиях ограниченных финансовых возможностей целесообразно использовать отечественные специализированные аналитические системы. Характеристики наиболее популярных аналитических программных продуктов, представленных на российском рынке, приведены в табл. 10.1.
Рис. 10.2. Место современных информационно-аналитических систем в корпоративной системе управления
Таблица 10.1
Российские аналитические системы (производитель – фирма Expert System)
Продукт |
Задачи, решаемые системой |
Audit Expert |
Оценка финансового состояния предприятия на основе данных аналитических таблиц с использованием горизонтального, вертикального, трендового и коэффициентного анализа отчетности. Реализация собственных методик финансового анализа с помощью конструктора финансовых методик. Оценка собственного финансового состояния с позиции финансирующего банка. Оценка кредитоспособности заемщика, финансовой устойчивости и вероятности банкротства. Анализ возможных финансовых стратегий. Анализ операционных и финансовых рисков. Регламентируемый финансовый анализ. Консолидация финансовой отчетности. Сравнительный анализ и рейтингование компаний, входящих в группу |
Project Expert |
Инвестиционный анализ. Разработка бизнес-планов. Сценарный анализ (What-if – Что будет, если?). Оценка бизнеса. Анализ безубыточности. Оценка рисков. Оценка эффективности инвестиционных проектов на основе интегральных показателей. Анализ инвестиционной деятельности холдинга |
Prime Expert |
Моделирование учетной политики компании. Моделирование планируемой деятельности по основным и вспомогательным процессам. Моделирование торгово-закупочной, производственной, сбытовой, инвестиционной деятельности. Разнесение издержек на основе Activity Based Costing. Прогнозирование затрат по функциональным статьям и операциям. Оценка альтернативных программ снижения издержек. Анализ цепочек создания стоимости. Финансовый и инвестиционный анализ. Визуализация финансовой модели в виде интерактивной карты процессов |
Marketing Expert |
Анализ прибыльности сегментов рынка и каналов сбыта. Анализ сильных и слабых сторон компании. Анализ портфеля продукции. Анализ стратегий. Разработка плана маркетинга |
Вопросы практики
С программными продуктами Expert Systems уже работают более 6000 организаций, такие, например, как Сбербанк России, "Лукойл", МТС, ВТБ, М1ТС, Внешэкономбанк, МТС Плюс, РБК, "Комстар".
Компания активно содействует развитию бизнес-обучения. Более 200 ведущих вузов России и центров обучения уже используют решения Expert Systems в различных программах первого высшего и дополнительного образования, профессиональной подготовки, MBA. Среди них: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (экономический факультет), Академия народного хозяйства, Финансовая академия при Правительстве РФ, Государственный университет – Высшая школа экономики, Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова, Санкт-Петербургский государственный университет, МГТУ им. Н. Э. Баумана, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Государственный университет управления, Самарский государственный аэрокосмический университет. Томский государственный университет и многие другие.
Источник: URL: cfin.ru/base/showcompany.php3?ID-3271