Информационная основа для проведения управленческой кризис-диагностики
Источники информации, необходимой для проведения управленческой кризис-диагностики, можно условно разделить на следующие группы:
• учредительные документы;
• учетная политика и положения по бухгалтерскому учету;
• документы бухгалтерского учета;
• документы управленческого учета;
• финансовая отчетность;
• локальные нормативные акты;
• нормативные правовые акты, информация об отрасли организации;
• внешние источники информации.
Учредительные документы
Состав учредительных документов зависит от организационно-правовой формы предприятия и регулируется положениями Гражданского кодекса РФ и иными нормативными правовыми актами. В учредительных документах среди прочего отражаются следующие сведения:
• наименование и место нахождение юридического лица;
• органы управления и порядок их взаимодействия;
• информация об обособленных подразделениях организации (филиалы и представительства);
• порядок утверждения крупных сделок и т.д.
Устав юридического лица может содержать другие положения, не противоречащие действующему законодательству РФ, например порядок одобрения крупных сделок, порядок предоставления информации миноритарным акционерам и пр. Эти положения существенно влияют на проведение управленческой кризис-диагностики, в связи с чем аналитик должен учитывать влияние этих факторов при формировании выводов и результатов.
Учетная политика организации
Учетная политика является одним из основных локальных документов, включающим в себя совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета. В соответствии с п. 2 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", утвержденным приказом Минфина РФ от 6 октября 2008 г. № 106н, под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
В учетной политике утверждаются:
• разработанный рабочий план счетов бухгалтерского учета, на основании которого ведется бухгалтерский учет;
• образцы первичной учетной документации;
• порядок организации и проведения инвентаризации;
• правила документооборота и технология обработки учетной информации;
• порядок контроля за фактами хозяйственной жизни, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Учетная политика формируется для целей как бухгалтерского, так и налогового учета и, как правило, включает в себя два раздела:
1) организационно-технический, в котором отражены порядок формирования бухгалтерской службы, технология обработки учетной информации и другие элементы, связанные с организацией бухгалтерского (налогового) учета;
2) методологический, в котором отражены конкретные способы и методы ведения учета по отдельным объектам.
В учетной политике отражаются элементы, в отношении которых законодатель предусмотрел альтернативу. При этом важно, чтобы выбранные элементы формировались исходя из принципа рациональности. В связи с этим при проведении диагностики следует проанализировать, соответствуют ли отраженные в учетной политике элементы характеру и специфике деятельности организации, поскольку это напрямую оказывает влияние на формирование показателей в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Документы бухгалтерского учета
Кроме учетной политики, положений по различным объектам учета, при проведении управленческой кризис-диагностики могут быть полезными регистры бухгалтерского учета и первичная учетная документации, на основании которой в учете отражаются все факты хозяйственной жизни. Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.
Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передача их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.