Лекция 16. Информатизация и развитие социального государства. Информационные услуги
В результате изучения главы студент должен:
• знать о смысле и задачах деятельности по предоставлению государственных и муниципальных услуг как одной из социального блока функций государства в области социального развития государства и общества – создания всего комплекса социальной инфраструктуры, выработки политики управления этим комплексом: о том, что связь информационного общества и его социальной роли обеспечивается технологическими средствами и системой законодательства, а также всеми иными формами реализации нрав граждан; действующее законодательство в этой области;
• уметь системно оценивать нормативно-правовые и индивидуальные правовые решения с учетом их ориентации на развитие социальных функций органов исполнительной и судебной власти; определять ОГЛАВЛЕНИЕ конкретных сервисных функций государственных и муниципальных органов, а также разбираться в систематизации публичных услуг и выборе правовых средств их обеспечения с учетом реальных гарантий реализации конституционных прав и обязанностей человека и гражданина и способов применения информационных технологий;
• владеть не только приемами работы с телекоммуникационными средствами, способностью оценивать программы и приложения к ним в области реализации публичных услуг и решения индивидуальных задач и интересов каждого человека при обеспечении безопасности использования его персональных данных и других информационных ресурсов, но и уметь составлять документы и их пакеты, имеющие юридическое значение для определенных услуг, с обеспечением прав и интересов граждан, через институты "электронного правительства", "одного окна" и других средств современных информационных технологий.
Государство социальное и сервисное: информационно-правовой аспект
Задача настоящей главы – сосредоточить внимание на связи функциональной деятельности органов государственной власти и местного управления в области решения социальных задач общества на основе широкого использования информационных технологий. Это одна из важнейших областей жизни российского общества, которая позволяет оценить уровень усвоения уже достигнутых результатов в развитии информатизации общества и культуры использования информационных ресурсов гражданами и организациями.
В условиях информатизации открылась дискуссия о том, как человека сделать "сложным", более многогранным и креативным, развивать все его способности, активнее вовлекать в жизнеобеспечивающие процессы. Авторы интересной работы "Концептуальные и научно-методологические основы информатизации" – Р. М. Юсупов и В. П. Заболотский – уделяют особое внимание социальным проблемам информатизации[1]. Отмечая сложности, вызываемые новыми обстоятельствами только в сфере коммуникационной, они представляют четыре проблемы, которые необходимо преодолеть или к которым придется адаптироваться современному человеку. Это: введение новых моральных, этических и правовых норм общения; ограниченность информационной пропускной способности человека; наличие "электронного" посредника; общение с интеллектуальными системами (системами искусственного интеллекта). Сложности преодоления названных и других факторов в области информатизации очевидны. И авторы отмечают, что при исчислении показателей индикатора информационного общества (Information Society Index – ISI), который предложен и используется издательством World Times и компанией ЮС, учитывается не менее чем 23 частных показателя[2]. Применение его к условиям России свидетельствует о том, что наша страна по этому индексу занимает весьма незавидное место. Если индекс ISI, исчисляемый с учетом указанных показателей в 2005 г., составлял для США 993 единицы, для Канады – 966, для Великобритании – 938 единиц, для Германии – 903, для Франции, Японии и Италии соответственно – 842, 833, 763, то для России – 407 единиц[3]. Именно в этом контексте стоит вопрос: как сделать управление более простым и эффективным с учетом решения проблем социального характера?
Это верхний слой проблем. Он раскрывает свою суть только, если не теряем из вида коренные характеристики Российского государства как демократического, социального, правового, сильного.
В условиях кризиса более остро ощущается значимость инноваций. Общество ждет и нуждается в обновлении, в совершенствовании механизмов, которые делают государство и все общество демократическим, правовым, сильным в экономическом соревновании и движении вперед, адекватным в обеспечении своей безопасности, понятным в обосновании своих действий как правовых, законных и гуманных. Социальное государство всегда правовое и не может не быть таковым[4].
В этом взаимодействии множества принципов и условий, фиксируемых на бумаге, а в реальности растворяемых в трудно сводимом разнообразии социальных отношений, решающим актором является человек, гражданин, все население страны. В его физическом, нравственном, творческом, идеологическом, психологическом здоровье, в его готовности и желании переустраивать и устраивать жизнь – развитие общества. И в этом направлении работает тот параметр, который содержится в термине "социальное государство". Только труд, творчество, гений человека оставляют следы в истории цивилизаций.
XXI в. совершил громадный поворот в своем внимании к человеку, его правам и обязанностям, его безопасности и пробуждению импульсов к созиданию и творчеству, к продлению жизни и планетарной культуры. Поэтому совершенно понятны тезисы призывов и обещаний органов власти в России: ни шагу назад в обеспечении социальности нашего государства и всего общества. Даже в условиях кризиса эти постулаты современной российской истории не ослабляются. Несмотря на трудности в преодолении новых явлений этого периода – миграции, снижения уровня занятости, образования, огрехов в строительстве жилья, инфраструктуры нашей огромной территории и т.п., несмотря на низкие рейтинги в мировом масштабе по оценке уровня качества жизни и благосостояния населения страны, усилия по обеспечению социальности Российского государства не ослабляются. При этом есть сильное влияние на массовое сознание путем распространения мнения, что "система государственной власти стала расцениваться как нечто противостоящее обществу и индивиду и объективно враждебное им"[5]. Отсюда внимание к проблеме обеспечения социальности в деятельности государственных структур власти и органов местного самоуправления.