Информатизация правотворческой деятельности Совета Федерации
В соответствии с основными задачами информационного обеспечения верхней палаты парламента (обеспечение информационными ресурсами, использование информационных технологий планирования, делопроизводства, аналитической деятельности, процедур обсуждения закона на заседания Совета Федерации и др.) разработаны соответствующие информационные системы:
• информационный фонд Совета Федерации;
• система электронного документооборота;
• ситуационный центр Совета Федерации.
Основу информационного обеспечения Информационного фонда Совета Федерации составляют базы данных, электронные справочники, архивы и гипертексты в совокупности образующие информационный фонд Совета Федерации. В структуре фонда выделяются три уровня обработки информации;
• верхний — информационный фонд Совета Федерации, включающий централизованные и региональные информационные ресурсы общего назначения, обеспечивающие решение задач верхней палаты парламента в целом и его отдельных подразделений;
• средний — локальные информационные фонды, обеспечивающие выполнение функций структурных подразделений Совета Федерации, т.е. комитетов, комиссий, аппарата Совета Федерации;
• нижний — индивидуальные информационные фонды членов Совета Федерации и сотрудников аппарата.
По содержанию информации базы данных подразделяются на правовые, экономико-статистические, справочно-аналитические.
Правовые БД формируются в соответствующих подразделениях Совета Федерации и его аппарата, а также в результате информационного взаимодействия с Государственной Думой, администрацией Президента РФ и аппаратом Правительства РФ, Минюстом России и другими государственными органами.
Базы данных экономико-статистической информации формируются и обновляются с установленной периодичностью Росстатом, органами СНГ, ФСО России, Банком России и др.
Базы данных справочно-аналитического характера содержат информационные материалы пользователей и данные, поступающие из информационно-аналитических служб администрации Президента РФ, Правительства РФ, федеральных министерств, агентств, научных организаций, периодической печати, а также из региональных центров.
Такие базы данных представлены двумя группами — информационными и служебными. Первые содержат сведения о документах, разрабатываемых и принимаемых Советом Федерации, стенографическую информацию о ходе обсуждения вопросов в комитетах, комиссиях, на заседаниях, сведения о составах и планах работ комитетов, комиссий, кадровые данные, справочники и др. Служебные базы данных включают различные виды информации списочного характера (словари, классификаторы, рубрикаторы и др.).
Автоматизированная информационная система документооборота снижает затраты на ведение бумажного документооборота, повышает эффективность и прозрачность управления, централизованного контроля за исполнением поручений по документам, оперативность прохождения и согласования документов, обеспечивает создание информационных ресурсов и снижает время на поиск информации.
В целях внедрения электронного документооборота в Совете Федерации введен в эксплуатацию комплекс средств автоматизации различных процессов:
• средства создания текстовых файлов и электронных документов, модификации документов на бумажных носителях в электронные (текстовые процессоры, графические редакторы, средства сканирования и распознавания документов, средства поточного перевода бумажных документов в электронные и пр.);
• средства автоматизации делопроизводства, обеспечивающие оформление и регистрацию документов, контроль за их прохождением, подготовку к отправке исходящих документов;
• средства формирования и хранения архивного электронного фонда Совета Федерации;
• средства отображения информации: виртуальный читальный зал, автоматизированные рабочие места в залах заседаний Совета Федерации и других рабочих помещениях;
• средства поиска информации в электронном виде.
Важную роль в информационном обеспечении законодательной деятельности Совета Федерации играют сбор и отображение информации, осуществляемые комплексами технологических электронных систем. Данные системы осуществляют сбор информации во время проведения мероприятий с последующим архивированием в установленном порядке, отображение информации, подготовленной для конкретного мероприятия, в помещениях Совета Федерации и обеспечение внутренних процедур законодательного процесса.
Распоряжением председателя Совета Федерации от 06.05.2005 № 205рп-СФ утвержден Порядок использования комплексов технологических электронных систем при проведении мероприятий Совета Федерации, определяющий состав и порядок использования каждого элемента комплексов технологических электронных систем, используемых при проведении мероприятий Совета Федерации (151). К мероприятиям Совета Федерации относятся заседания Совета Федерации и Совета палаты, заседания комитетов и комиссий Совета Федерации, парламентские слушания, совещания, протокольные мероприятия и др.
В настоящее время завершается введение в эксплуатацию последнего программно-технического комплекса, обеспечивающего подписание и проверку подлинности электронных цифровых подписей в документах, представленных в электронном виде.
Порядок организации электронного документооборота в Совете Федерации определяет:
• правила документирования информации на машинных носителях, документооборота текстовых файлов, электронных образов документов и электронных документов в подсистеме автоматизированного документооборота и делопроизводства "Дело-ТСФ ";
• правила создания электронной подписи в электронных документах Совета Федерации;
• правила работы с текстовыми файлами, электронными образами документов и электронными документами в комитетах и комиссиях Совета Федерации, структурных подразделениях аппарата Совета Федерации с использованием комплексов, технологических и прикладных информационных систем информационно-коммуникационной системы Совета Федерации (152).
Все документы по вопросам, включенным в повестку дня заседания Совета Федерации, доступны в электронном виде па компьютерах, установленных на рабочих местах членов Совета Федерации в зале заседаний Совета Федерации и кабинетах. Это позволяет экономить тонны бумаги, а экономия финансовых средств, учитывая затраты на бумагу, расходные материалы и техническое обслуживание, составляет несколько миллионов рублей в год (152).
В дальнейшем предусматривается отказ от использования бумажных носителей при подготовке и проведении заседаний Совета палаты, внутренний документооборот будет полностью переведен в электронный вид, что позволит сократить на 50% количество документов на бумажных носителях, использовавшихся ранее.
Основными целями Ситуационного центра Совета Федерации являются:
• обеспечение непрерывного мониторинга информации в законодательной области, по актуальным социально-экономическим и общественно-политическим проблемам Российской Федерации и субъектов РФ, международной проблематике;
• обеспечение информационной поддержки системного и ситуационного анализа правового, политического, социального, экономического, экологического и иных положений в стране, выработка вариантов решений, обеспечивающих достижение поставленных целей с оценкой необходимых сил, средств и ресурсов, на основе анализа и моделирования сценариев ситуаций;
• обеспечение подготовки информационно-аналитических материалов и прогнозирование развития ситуации на основе анализа и обработки информации, визуализация материалов;
• проведение сравнительной оценки вариантов правовых решений, обоснование стратегических планов и программ;
• сокращение времени, необходимого для оценки и понимания правовой ситуации;
• моделирование последствий принимаемых правовых решений, их экспертная оценка и оптимизация по заданным критериям;
• организация накопления, обработки и анализа правовой информации и обеспечение доступа к информационным ресурсам органов законодательной и исполнительной власти.
В качестве подсистемы визуализации результатов аналитической обработки информационных массивов, в том числе мультимедийной информации, выступают комплексы технологических электронных систем при проведении мероприятий Совета Федерации. Ситуационный центр, интегрированный с созданными комплексами технологических электронных систем и информационными ресурсами, позволит визуализировать (демонстрировать) прогнозы по рассматриваемым законам и законопроектам. Например, при принятии решений об одобрении соответствующих законов в зале заседания Совета Федерации или Совета палаты можно отображать результаты анализа и прогнозирования на соответствующие мониторы (153).
Интернет-сайт Совета Федерации как важный технологический инструмент поддержки законодательной деятельности используется не только для внешнего представления информации, но и в качестве площадки для обсуждения законопроектов по насущным проблемам жизни страны.
В частности, важным является то обстоятельство, что с февраля 2007 г. в сети Интернет идут прямые трансляции заседаний Совета Федерации. Создан специальный видеоархив заседаний.
Единая система "Календарь мероприятий" на интернет- сайте Совета Федерации позволяет быть в курсе событий палаты даже во время работы в регионах.
Процесс информатизации Совета Федерации организуется Управлением информационного и документационного обеспечения аппарата Совета Федерации. В настоящее время им завершена разработка проекта Концепции развития информационно-коммуникационной системы Совета Федерации до 2015 г. Этим документом предусматриваются внедрение системы цифрового телевидения, дальнейшая модернизация технологических систем обеспечения информационной и документационной поддержки заседаний Совета Федерации, системы видеоконференцсвязи и др. (154).