Информатизация органов прокуратуры Российской Федерации
ОГЛАВЛЕНИЕ работы прокуратуры по всем направлениям деятельности тесно связано с обработкой информации. Эта работа характеризуется многообразием источников и потребителей информации; нарастающим объемом и большим удельным весом процедур обработки; многократным повторением циклов получения и отправки в установленные временные периоды (декада, месяц, квартал, год); необходимостью обеспечения конфиденциальности в использовании отдельных ее частей; чрезвычайной важностью в подготовке и принятии решений. Среди важных характеристик информации отметим ее достоверность и полноту, она не должна искажать истинного положения и быть достаточна для понимания ситуации и принятия решения. Качество информации состоит в степени расширения полезной совокупности сведений и смысловых связей между ними. Адекватность информации характеризуется уровнем соответствия информационного образа реальному состоянию объекта. Нередко информация, которой располагает прокурор, противоречива и недостаточна, что существенно осложняет работу.
Несмотря на значительное количество учетных документов, единая система сбора, регистрации, обработки и хранения информации, которая характеризовала бы с исчерпывающей полнотой то или иное направление деятельности, отсутствует. Информативность учетных документов, предусмотренных Инструкцией по делопроизводству, относительно низкая, сложно получать сведения в их динамике за определенные периоды времени, если это не предусмотрено статистическими отчетами. В современном, часто меняющемся законодательстве со всеми его институтами, судебной и арбитражной практикой специалистам стало трудно ориентироваться даже в отдельной отрасли права.
Проводимые работы по внедрению информационных технологий в практику работы органов прокуратуры несколько снизили проблемы информационного обеспечения процесса принятия решения, но не решили их полностью. Эти проблемы касаются систематического оснащения эффективными программными продуктами, которые позволили бы осуществить аналитическую поддержку принимаемых решений. При прагматическом подходе это означает установление зависимости между информацией и целью, которую ставит перед собой прокурор, работающий с информацией.
В связи с принятием Федерального закона от 07.02.2011 № 4-ФЗ в ст. 51 "Статистическая отчетность" Закона о прокуратуре внесены изменения, которые предусматривают ведение Генпрокуратурой РФ государственного единого статистического учета заявлений и сообщений о преступлениях, состояния преступности, раскрываемости преступлений, состояния и результатов следственной работы и прокурорского надзора. Реализация этого направления деятельности потребовала новых подходов к информатизации органов прокуратуры.
Системы прикладного программного обеспечения
Прикладные подсистемы Информационной системы органов прокуратуры РФ (ИСОП) представляют собой совокупность специализированных автоматизированных систем, отражающих специализацию функций и задач по определенным укрупненным направлениям. В перечень этих систем входят основные подсистемы: 1) подсистема информационно-документационного обеспечения надзорной деятельности (АИК "НАДЗОР"), предназначенная для автоматизации делопроизводства при осуществлении надзорной деятельности и документационного обеспечения управленческой деятельности в Генпрокуратуре РФ, включая окружные подразделения, прокуратурах регионального звена; 2) подсистема учета кадров органов прокуратуры (АИК "КАДРЫ-ОП"), предназначенная для использования в Генпрокуратуре РФ, включая окружные подразделения, прокуратурах регионального звена в качестве типовой системы автоматизированного управления кадрами органов прокуратуры; 3) автономная подсистема обеспечения статистической деятельности АРМ "Статистика" для статистической обработки числовых данных статистической отчетности; 4) подсистема "ПАРУС" для автоматизации задач в области бухгалтерского учета и обеспечения финансовохозяйственной деятельности.
Кроме того, для решения различных задач фрагментарно используются различные средства автоматизации деятельности, в том числе: 1) стандартные офисные пакеты прикладного программного обеспечения MS Office 97/2000/ХР/2003 и OpenOffice; 2) системы обмена сообщениями электронной почты и организации совместной (коллективной) работы, продукты антивирусной защиты; текстовые процессоры; системы нормативно-правовой поддержки; системы сканирования и распознавания текстов; 3) специальное программное обеспечение "АРМ-Статистика".
Целью формирования ведомственной статотчетности в органах прокуратуры РФ является представление в установленном порядке Генпрокурору РФ, руководителям и работникам органов прокуратуры РФ достоверных статистических данных о результатах деятельности органов прокуратуры, а также последующее использование этих данных для совершенствования деятельности органов прокуратуры, повышения качества информационно-аналитической работы.
Показатели отчетности формируются на основании инструкций по составлению отчетности, дополнений и изменений к ним. Каждый показатель может быть использован в последующей статобработке. Многие показатели рассчитываются на основе значения показателя за предыдущий период, в связи с этим большая часть показателей дается нарастающим итогом. Технология обработки статинформации рассматривается как совокупность технологических операций, выполняемых в определенной последовательности различными субъектами ведомственной статистики, над характеризующими объекты статистики данными, содержащимися в отчетных статформах или сведенными в базы данных статпоказателей.
Типичной для современного состояния организации статистики в органах прокуратуры является ручной способ внесения первичной статотчетности в персональный компьютер с использованием специализированного программного средства. Автоматизация деятельности субъектов статистики на этом технологическом этапе обеспечивает процесс вычислений, контроль вводимых данных и других рутинных операций, повышая эффективность работы и производительность труда, минимизирует вероятность появления ошибок и долю рутинной составляющей в деятельности сотрудников органов прокуратуры.
Накопленная статинформация является необходимой исходной информацией для формирования регламентных форм отчетности или регламентной выдачи – форм, содержащих укрупненные статпоказатели в тех или иных разрезах. Форма и способы формирования регламентных выдач определяются соответствующими организационно-распорядительными документами и инструкциями. На базе собранной и накопленной в специализированном хранилище статинформации осуществляется аналитическая работа различной направленности. Для этого используются те же механизмы, что и для формирования регламентных выдач.
Основными механизмами, используемыми для организации контроля полноты, достоверности и целостности статинформации, являются: форматный контроль данных и логический контроль данных. Форматный контроль вводимых данных обеспечивает проверку соответствия формата представленных статданных по конкретной форме статотчетности утвержденному шаблону. Кроме того, проверяется формат представления данных по каждому показателю. Логический контроль вводимых данных связан с каждой формой статотчетности и имеет собственную логику контроля показателей. Процесс выполнения логического контроля выполняется на всех стадиях обработки статданных: при ручном вводе значений показателей и при загрузке данных из файлов с данными.
Вопросы повышения эффективности обработки ведомственной статотчетности отражены в распоряжении первого заместителя Генпрокурора РФ от 15.11.2007 № 183/85р "О порядке использования специального программного обеспечения при подготовке и представлении статистических отчетов в электронном виде", которым предписывалось внедрение программного обеспечения "АРМ-Статистика" в центральном аппарате Генпрокуратуры РФ и в прокуратурах регионального звена.
С целью дальнейшего внедрения "АРМ-Статистика" в прокуратурах районного звена издано распоряжение первого заместителя Генпрокурора РФ от 05.02.2010 № 47-85р, которым утверждено Положение по использованию специального программного обеспечения "Автоматизированное рабочее место “Статистика Генеральной прокуратуры Российской Федерации”" при подготовке и представлении статотчетов в электронном виде.
С использованием АРМ готовятся статотчеты: государственного статнаблюдения – формы статотчетности, утвержденные Росстатом; ведомственного статнаблюдения и дополнительно вводимые формы статотчетности, утверждаемые Генпрокурором РФ; межведомственного статнаблюдения – вводимые в соответствии с формами статотчетности, утверждаемыми совместными приказами Генпрокурора РФ и руководителей правоохранительных органов.
Статотчеты представляются подразделениями центрального аппарата Генпрокуратуры РФ, прокуратурами регионального звена в порядке и сроки, установленные действующими нормативными правовыми документами. На всех этапах обработки программно контролируется допустимость значения каждого показателя.
Направления аналитической обработки статистической информации связаны с процессами получения аналитической информации из базы данных и подсистемами формирования запросов различного вида.
Во многих прокуратурах субъектов РФ сформированные с помощью "АРМ-Статистика" выходные данные в электронном виде размещаются в локальной сети на диске общего доступа и дают возможность работникам аппарата прокуратур использовать их в практической работе при анализе различных направлений деятельности органов прокуратуры. Выходные данные, сформированные в электронном виде с помощью "АРМ-Статистика", размещаются также в сети Генпрокуратуры РФ ИСОГТ, регулярно записываются на электронные носители информации и направляются для использования в работе в прокуратуры регионального звена.