Информативность как оценочный критерий
В табл. 19, 20 и на рис. 21 и 22 представлены примеры информации о конкурентных преимуществах.
Конкурентные преимущества товаров можно разделить на две группы: непосредственные и опосредованные.
Непосредственные конкурентные преимущества - это преимущества, связанные с теми или иными критериями конкурентоспособности или их совокупностью. К ним относятся:
o повышенные показатели качества;
o свидетельство прохождения и результаты потребительской экспертизы;
o повышенная безопасность (например, отказ от использования генетически модифицированного сырья);
o подтверждение подлинности;
o свидетельство прохождения добровольной сертификации;
o победа на конкурсе;
o рекомендации (одобрение) профессиональных организаций.
Маркировка, представленная знаками соответствия, логотипами профессиональных организаций, выступает в роли эффективных маркетинговых инструментов. Так, например, один из руководителей компании
"Мир детства" отмечает: "На рынке детских товаров поистине магическим действием обладает упаковка с логотипом Союза педиатров России. Рекомендации этой организации стали козырем многих транснациональных брендов на отечественном рынке";
o соответствие требованиям международных стандартов;
o прочие (гарантия точности фасовки и др.).
Опосредованные конкурентные преимущества - это преимущества, связанные с критериями конкурентоспособности через ее факторы:
o наличие в организации сертифицированной системы качества (при сертификации на соответствие стандартам ИСО серии 9000 это гарантия стабильности качества, по системе ХАССП это повышенная гарантия безопасности);
o улучшенные сырье, технология, упаковка;
o производство под авторским контролем;
o возможность профессиональной проверки качества по заявке покупателя (например, в системе АЗС "Лукойл" действует передвижная лаборатория контроля качества нефтепродуктов);
o горячая линия.
Это преимущество - только первый шаг на пути повышения прозрачности производства товара. Останкинский мясокомбинат принимает еженедельные экскурсии в цеха и как альтернативу - упомянутую выше интерактивную экскурсию;
o товарный знак торговой организации ("Private label").
Он свидетельствует о том, что магазин несет повышенную ответственность за потребительские свойства и качество изготовления конкретного наименования товара;
o высокая степень защиты товара от подделки;
o знак добросовестного производителя товара, защищенного от подделки;
o особые условия приобретения, создающие материальные выгоды;
o принадлежность изготовителя к какой-либо саморегулируемой организации.
В п. 2.3 были упомянуты саморегулиремые организации, действующие в пищевой промышленности. Указанные организации действуют по трем направлениям.
1. Осуществление коммуникации между изготовителями. Оказание членам союза разного рода поддержки в правовой и юридической сферах, обеспечение защиты и преимуществ российских производителей в Таможенном союзе.
2. Взаимодействие с органами власти, общественными организациями и торговыми сетями для лоббирования своих интересов.
Новизна товаров как объектов интеллектуальной собственности
Таблица 19
Виды информации о конкурентных преимуществах пищевых продуктов
Сведения о конкурентных преимуществах |
Наименование конкретных товаров |
|||||||||
пиво "Очаково" |
ниво "Клинское" |
пиво "Балтика" |
хлебцы пшеничные "Грата" |
кофе "Некафе" |
сигареты "Парламент" |
вода "Святой источник" |
шоколад "Аленка" |
"Майский чай" |
печенье "Юбилейное" |
|
Повышенное качество |
Знак "Мытое зерно" (улучшенная технология) |
Пониженное ОГЛАВЛЕНИЕ смолы и никотина |
Знак экологически безопасной продукции |
Улуч шенная упаковка |
||||||
Рекомендации профессиональных организаций |
Организация "Пивиндустрия" |
Одобрено чайной и кофейной ассоциациями |
Одобрено PAMII |
|||||||
Победитель конкурса |
Победитель двух конкурсов |
Премия Правительства РФ в области качества, "Народная марка" |
Победитель восьми конкурсов, в том числе Золотого Знака качества |
Три медали победителя конкурса "100 лучших товаров России" |
17 медалей различных конкурсов |
|||||
Знак соответствия качества |
Знак прохождения добровольной сертификации |
Сертифицированная система качества |
||||||||
Знак соответствия количества |
- |
- |
- |
- |
"е" |
- |
- |
- |
- |
- |
Положительные результаты потребительской экспертизы |
||||||||||
Подтверждение подлинности |
Указан номер скважины |
Голограмма товарного знака |
||||||||
Наличие горячей линии |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
Долголетний опыт производства |
Компания действует с 1855 г. |
|||||||||
Производство под авторским контролем |
Изготовлено под контролем |
|||||||||
Ставка на определенную категорию покупателей и социальный эффект |
Доход от реализации - на нужды храмов и монастырей |
|||||||||
Материальные выгоды |
Два приглашения к участию в конкурсе |
75 из 300 граммов бесплатно |
3. Организация общения с потребителями с целью формирования общественного мнения о продукции предприятий отрасли. Одним из основополагающих принципов союза является открытость. Она проявляется в предоставлении достоверной информации о рынке, своем производстве, имеющихся технологиях, обеспечении качества и безопасности выпущенной продукции. В ряде союзов принят Кодекс добросовестного производителя и каждому члену присваивается звание добросовестного производителя сроком на один год. В ряде союзов к Кодексу прилагается специальный знак, который располагается на упаковке рядом с брендом;
o прочие (ставка на определенную категорию потребителей, социальный эффект от производства и продажи и др.).
Информация о конкурентных преимуществах конкретного товара может быть представлена текстом и (или) маркировкой на потребительской таре, эксплуатационным документом (паспортом, руководством по эксплуатации, информационной этикеткой).
Виды конкурентных преимуществ пищевых продуктов на таре (словесные формулировки, знаки, графические изображения) представлены в табл. 19.
В табл. 20 представлен фрагмент этикетки водки, изготовитель которой доводит до потребителя, помимо традиционных сведений о конкурентных преимуществах (особая технология, медали, полученные на конкурсах) информацию о производстве напитка по фирменному стандарту, превосходящему по уровню требований национальный стандарт. Этот вид преимущества редко можно встретить среди потребительских товаров.
Таблица 20
Фрагмент этикетки водки
Показатели |
ГОСТ Р 51355-99 |
Водка "Беленькая" |
Сивушное масло (мг/дм3) |
5,0 |
1,6 |
Уксусный альдегид (мг/дм3) |
3,0 |
2,5 |
Сложные эфиры (мг/дм3) |
5,0 |
0,5 |
На рис. 21 представлена информационная этикетка, содержащая сведения о положительных результатах потребительской экспертизы швейной машины в испытательном центре Германии, которые описаны в соответствующем номере журнала "Варентест". Знаки, информирующие о конкурентных преимуществах товаров, представлены на рис. 22.
Puc. 21. Информационная этикетка
Пример этикетки швейной машины "PFAFF VAPIMATIC 6085", получившей в результате испытаний в "Варентесте" общую оценку качества "хорошо"
Рис. 22. Знаки, информирующие о конкурентоспособности товаров и услуг
Анализ конкурентных преимуществ товара возможен при соблюдении изготовителем обязательных требований национальных стандартов к информации для потребителя.