Взаимодействие в воспитании

Эти и другие существующие противоречия разрешаются в процессе воспитания во взаимодействии его субъектов. Таким образом, движущей силой процесса воспитания является педагогическое взаимодействие, которое, в свою очередь, основано на объединении педагогического влияния, восприятия и усвоения ребенком сути педагогического требования, его собственной активности. Таким образом, педагогический процесс обязательно подразумевает две компоненты – педагогов и воспитанников. Но это не просто компоненты, а участники, или субъекты педагогического процесса.

Современная гуманистическая трактовка воспитания так и утверждает: процесс воспитания – это субъект-субъектный процесс. Довольно долго бытовавшее в педагогике рассмотрение педагогического процесса с субъект-объектных позиций предполагало лишь одного субъекта – педагога; именно он влиял, воздействовал на ученика с целью планомерного формирования его личности, задавая необходимые качества. Ученик, следовательно, являлся объектом воспитания, объектом внешнего, направленного на него воздействия учителя, воспитуемым. Сам процесс воспитания, следовательно, можно было рассматривать как управление развитием личности.

Субъект-субъектный же процесс воспитания отказывается от таких понятий, как влияние, воздействие и т.п., в пользу понятий "взаимодействие", "сопровождение", "помощь", "поддержка" "собственная активность воспитанников" и др. Ребенок становится субъектом, участником процесса воспитания, воспитанником.

К сожалению, многие родители и учителя и сейчас полагают, что воспитание заключается в подчинении себе ребенка и в праве командовать им, раздавая указания типа: "делай так!", "отвечай так!" и т.п. В реальности это совсем не так. Воспитывать – значит создавать такие условия, в которых воспитанник с высокой вероятностью приобретет запланированные отношения и качества личности.

Характеристики процесса воспитания

Воспитательный процесс имеет ряд присущих только ему особенностей, которые также являются его неотъемлемыми характеристиками:

• целенаправленность:

• многофакторность;

• длительность;

• непрерывность;

• нелинейность;

• комплексность;

• отдаленность и неопределенность результатов;

• двусторонность.

Раскроем эти характеристики подробнее.

Целенаправленность – важнейшая характеристика процесса воспитания. О целеполагании в воспитании будем подробно говорить дальше. Процесс воспитания без конкретно обозначенной цели рискует быть бессистемным, ситуативно обусловленным. Цель воспитания всегда отражает идеальную модель личности воспитанника, на которую сориентирован воспитательный процесс (идеал). Цели воспитания, процесс воспитания в различные исторические эпохи, в разных странах имеют свои особенности. Они определяются уровнем развития цивилизации, характером отношений в обществе, социально-экономическим строем, культурой и традициями социума и др. Цель воспитания также определяется системой ценностей общества.

Многофакторность

Выше мы называли факторы, значимые для воспитания человека. Они многообразны и различны, их роли в процессе воспитания разнообразны. Некоторые из факторов учитываются, другие – принимаются во внимание, третьи – составляют предпосылки воспитательной работы педагога, воздействие четвертых должно быть скорректировано, пятые обусловливают выбор содержания и методов воспитательной работы. Среди факторов, определяющих направление процесса воспитания, – личность самого воспитателя. Именно поэтому воспитательный процесс – сложный и ситуативный, динамичный и неповторимый.

Длительность воспитательного процесса означает, что отношения человека и личностные качества развиваются и формируются не одномоментно. Они являются результатом длительной воспитательной работы и, конечно, самовоспитания. Невозможно за одно занятие воспитать у ребенка, например, патриотизм или бережное отношение к природе. Сложность воспитательных результатов предполагает систематичность, кропотливость, последовательность действий воспитателя.

Непрерывность

Воспитательный процесс динамичен, он имеет свои законы и особенности в разные периоды жизни, длится не только на протяжении детства и школьных возрастов, а продолжается и в высшей школе, и в трудовой жизни человека, в юности и зрелом возрасте. Дело в том, что под влиянием социума, среды, происходящих событий система отношений человека с миром постоянно меняется, что вызывает необходимость совершенствования личностных качеств или формирования новых. Очевидно, что чем старше человек, тем больший удельный вес в воспитательном процессе имеет самовоспитание.

Нелинейность процесса воспитания

Один из законов философии утверждает, что количество переходит в качество. Применительно к процессу воспитания это означает, что процесс воспитания происходит нелинейно, т.е. сначала идет процесс накопления качественных изменений воспитанника. Часто это остается невидимым для воспитателя, которому кажется, что ребенок не воспринимает воспитательные воздействия ("невоспитуемый"), не откликается на них. Однако воспитание происходит скачкообразно: количество изменений, достигнув определенной концентрации, неожиданно дает серьезное качественное приращение, когда воспитанник "вдруг" проявляет новые личностные качества и отношения.

Отдаленность и неопределенность результатов – данная характеристика процесса воспитания очевидным образом вытекает из предыдущих, однако она столь важная для понимания процесса воспитания, что мы выделяем ее в отдельную характеристику. Ее суть в том, что даже в одних и тех же условиях (семьи, школы) результаты воспитания могут быть существенно различными. Кроме того, даже, казалось бы, незначительные события или влияния могут в отложенном времени проявиться неожиданной стороной в поведении, мотивации, отношениях и ценностных ориентациях личности. (Именно поэтому в новейших документах по воспитанию разделяют результаты и эффекты воспитания – подробнее см. гл. 10.) При этом важно иметь в виду, что существуют ЗАКОНЫ воспитания, которые носят всеобщий характер. Знание и соблюдение воспитателями законов воспитания может в значительной степени сгладить эффект данной характеристики процесса воспитания – отдаленности и неопределенности его результатов, и с большой вероятностью обеспечить запланированный результат.

Двусторонность процесса воспитания означает, что влияние направлено не только от воспитателя к воспитаннику. Мы исходим из того, что воспитанник является субъектом воспитательного процесса, т.е. в воспитательном процессе происходит взаимодействие двух субъектов. Взаимодействие означает корректировку позиций обоих его участников. Другими словами, воспитательный процесс влияет не только на воспитанника, но и на воспитателя – учителя, родителя, педагога. Под его воздействием личность воспитателя также меняется, приобретая новые качества.