Инфантилизм
Инфантильность (детскость, незрелость) психики с частичным несоответствием развития психических функций возрасту ребенка рассматривается как самая легкая степень нарушенного развития, что нашло отражение в разных группировках дизонтогенеза, в которых инфантилизм определяется как "задержанное развитие" и соответствует уровню психических аномалий, но не психического дефекта (как это характерно для "задержек развития").
Значение психического инфантилизма для понимания специфики психической патологии в подростковом возрасте нельзя недооценивать, поскольку этот феномен может наблюдаться в рамках любого психического заболевания и патологического состояния. Он характеризует уровень поражения, предпочтительность симптоматики непсихотического регистра, некоторые механизмы формирования клинической картины, особенности социальной адаптации, критических способностей, мотивации поведения.
Инфантилизм может определять клиническую картину и спектр личностных и психопатологических расстройств. По происхождению выделяют инфантилизм конституциональный, органический, психоэндокринный, соматогенный, социокультуральный; по полноте охвата психических сфер – тотальный и парциальный, психический и психофизический; по возрасту выявления – инфантилизм и ювенилизм.
В рамках ранних резидуально-органических состояний инфантилизм имеет очевидную возрастную динамику и нередко приходит на смену задержкам психического развития (вариант дизонтогенеза с более выраженной дефицитарностыо психики). Отличительными особенностями органического инфантилизма являются: охват всех сфер психики, сопряженность с задержанным физическим и сексуальным созреванием, включение в структуру инфантилизма нарушений предпосылок интеллекта (внимание, темп работоспособности, волевой контроль над интеллектуальной деятельностью), а также способности к логическому и аналитическому мышлению. При этом характерны недостаточная возможность осмысления, внутренней переработки событий, прогнозирования, слабость понятийного мышления. Подростки мало задумываются над последствиями совершаемого, от них скрыт внутренний смысл сложных поведенческих актов. При других патологических состояниях (психопатии, шизофрения, патологические развития) инфантилизм является преимущественно личностным и, как правило, дисгармоническим или диссоциированным.
Клиника личностного инфантилизма включает в себя такие проявления, как эмоциональная насыщенность, живость, образность, недостаточная дифференцированность восприятия, его поверхностность и неустойчивость, повышенная и изменчивая впечатлительность с чрезмерным интересом к внешним эффектам, игровая направленность интересов и увлечений, часто определяющая отношение к себе и окружающим, эгоцентричность и истероидные включения с позерством, рисовкой, стремлением быть в центре внимания, склонностью к вымыслам.
Незрелость волевых функций проявляется у ребенка в повышенной конформности, внушаемости, неорганизованности, стремлении к реализации сиюминутных побуждений, с большим риском принятия случайных решений без борьбы мотивов и склонностью имитировать все, что он видит и получает от общения с другими, включая даже голос и почерк. К этому же ряду относится неспособность сдерживать влечения.
При некоторых формах инфантилизма отмечаются избыточность движений и их недостаточная координация, чрезмерность изобразительной и игровой мимики, неспособность к изолированным точным двигательным актам (так называемый моторный инфантилизм, по Ф. Гомбургеру).
Задержанное развитие определяет стойкое сохранение особенностей детской психики (инфантилизм), появление же незрелости в период пубертата сопровождается фиксацией особенностей ранней подростковой психики (ювенилизм). В последнем случае имеют место снижение способности к социально одобряемой деятельности с отчетливой склонностью к усвоению отрицательного опыта, стремление к самоутверждению, отсутствие тенденции к инволюции эмоциональной логики, задержка выработки чувства долга и критической самооценки, преобладание форм протестного поведения, частота нарушения социальной адаптации.
Парциальный личностный дисгармонический инфантилизм (ювенилизм) составляет основу разных форм личностной патологии, начинающейся с детства, и наиболее выражен у неустойчивых и истерических личностей. Степень выраженности личностной незрелости может быть различной, что и определяет возможность разной судебнопсихиатрической квалификации состояния.
Клиническими критериями невменяемости при инфантилизме являются:
1) выраженная дисгармоничность до уровня диссоциированности, исключающая возможность коррекции своего поведения;
2) тотальность психического инфантилизма в сочетании с его крайней неравномерностью, определяющая несоответствующий возрасту характер поведения и интересов;
3) преобладание в структуре инфантилизма (ювенилизма) свойств психики ребенка или подростка;
4) сочетание инфантилизма с признаками задержек развития, определяющих более глубокий уровень нарушений психики;
5) преобладание и выраженность незрелости волевых функций (стойкая внушаемость, подражательность, тенденция к идентификации себя с кем-либо из окружающих, инфантильная импульсивность при принятии решений с отсутствием внутренней переработки побуждений, нарушение волевого самоконтроля, неуправляемость поведения);
6) отсутствие тенденции к обратному развитию инфантильных черт с возрастом, с постепенным увеличением их неравномерности и все бо́льшим выявлением "ножниц" между уровнем психической зрелости и паспортным возрастом;
7) недоразвитие способности к прогнозированию последствий своих действий и к критической самооценке;
8) характерность сочетания психического инфантилизма с симптоматикой, преимущественной для возраста (синдром патологического фантазирования, сверхценных образований, расстройств влечений).
Задержки развития
Понятие "задержки интеллектуального развития" было выделено Н. Stutte [Клиническая психиатрия, 1967] как альтернативное олигофрении. В отличие от врожденного недоразвития интеллекта, охватывающего все сферы психики, т.е. носящего тотальный характер, значительно чаще встречаются парциальные (частичные) нарушения психического развития, обозначаемые как "задержки". Задержки развития включают интеллектуальную недостаточность и рассматриваются не как аномалия, а как легкий парциальный психический дефект. Причины их возникновения, как и инфантилизма, могут быть различными, включая ранние инфекционные и травматические поражения головного мозга, детскую шизофрению, раннюю эпилепсию и грубые стойкие социальнопсихологические воздействия. В частности, длительная депривация и психотравмирование также могут быть причиной "задержек". Легкие задержки интеллектуального развития, которые не исключают внутренней переработки психотравмирующих обстоятельств, могут вместе с тем определять значительное своеобразие психогенного реагирования. Ребенок с задержкой развития нередко воспринимается родителями как несчастье, становится причиной семейного разлада. Отклонения в психике у таких детей обычно замечают рано, особенно если ребенок находится вне семьи (сад, школа). Если ребенок отличается непонятливостью, отсутствием тонких эмоций, над ним начинают посмеиваться, дают прозвища, отстраняются от него. А для ребенка с недостаточностью интеллекта, который не может понять причины такого отношения, все представляется опасным, враждебным, поэтому у него появляются тревога, подавленность, замкнутость. Положение изгоя сопровождает ребенка и в школе, и на улице, и дома, становится причиной тяжелых и длительных переживаний, которые могут принимать болезненный характер. Психогенные расстройства могут способствовать временному усугублению интеллектуальной недостаточности (состояние декомпенсации).
Особенности реагирования таких детей зависят не только от глубины задержки развития, но и, что очень важно, от реакции окружающих на их неполноценность. Чем заметнее, карикатурнее эта реакция, тем тяжелее и длительнее болезненное состояние. Возникающие при этом психогении чаще оформляются по наиболее элементарному типу и сопровождаются изменениями личностных особенностей с появлением таких черт, как возбудимость, тормозимость, истероидность. Особенно тягостные последствия наблюдаются у детей с задержкой развития при сочетании органических, психогенных, психосоциальных и депривационных влияний.