Индуизм о человеке

Образ человека в индуизме складывается прежде всего в одном из древнейших памятников мировой культуры, которому более 3 тыс. лет – Ведах, которые в переводе с санскрита означают "знание" (тот же корень в русских словах "ведать", "ведьма") и имеют мифологическую основу. В этом произведении действуют древнейшие дравидские боги, которым поклонялись еще до прихода в Индию ариев: Вишну – бог Солнца, Шива – бог плодородия, Брахма – верховный бог, отождествившийся с Единым, и присоединившиеся к ним боги арийских племен во главе с Индрой – богом-громовержцем, аналогичным Зевсу древних греков и Перуну славян. Представление о каждом из трех высших богов развивалось своей кастой: о Брахме – кастой брахманов, Вишну – кастой кшатриев, Шиве – двумя низшими кастами.

Ведийская литература делится на четыре части. Самая древняя из Вед – Ригведа ("Веда гимнов"). Гимны пелись во время жертвоприношений, чтобы умилостивить богов и природу. Первое жертвоприношение совершил первозданный вселенский человек – Пуруша, от которого произошла вся Вселенная и в том числе представители четырех каст индийского общества.

Пуруша (буквально "человек") – понятие индийской религиозно-философской традиции, восходящее к мифологическому образу первочеловека, из которого возникли элементы космоса и социальной структуры. Из отдельных частей его тела появились и первые люди разных сословий (варн). Брахманы (жрецы) произошли из уст Пуруши; кшатрии (воины) – из его рук; вайшьи (ремесленники, торговцы, земледельцы) – из его бедер; шудры – из его стон. Расчленение Пуруши – жертвоприношение во имя людей, аналогичное добровольной гибели Христа, но здесь речь идет о создании, а не о спасении.

В индийском гимне "Пуруша-сукта" можно отыскать изречение о природе и месте человека во Вселенной: "У человека тысяча голов, тысяча глаз, тысяча зубов; он покрывает землю со всех сторон и простирается на десять пальцев за ее пределы. Человек – это все то, что есть и все то, что будет; управляя бессмертием, он и все го, что произрастает, благодаря нище. Таково его величие; и человек еще более велик: весь сей мир – это четвертая часть его, три четверти бессмертны на небе. Ибо на три четверти Человек уходит вверх, но одна четверть его остается здесь и затем распространяется повсюду на живой и лишенный жизни мир". Ведантийская доктрина исходит из тождественности Брахмана и Атмана и их изначального не различающегося единства. В гимне в поэтической форме рассказывается не только о Вселенной как о едином органическом целом, но и о верховной реальности – как имманентном, так и трансцендентном ее проявлении.

В упанишадах (так называются религиозно-философские комментарии к Ведам) Пуруша часто отождествляется с атманом. Атман – одно из центральных понятий в индийской религиознофилософской традиции. В ведийской литературе употребляется как местоимение "я", затем в значении "тело" и, наконец (прежде всего в Упанишадах) для обозначения субъективного психического начала, индивидуального бытия, "души", понимаемых в личном и универсальных планах. Атман противопоставляется Брахме как высшей реальности при одновременном утверждении об их глубинном тождестве.

Концепция Пуруши разрабатывалась прежде всего в санкхье, где Пуруши выступает в качестве духовного начала, "чистого субъекта", необъективируемого сознания, трансцендентного по отношению к телесно-психическому (тело, ум-манас и др.), порожденному пракрита, первоначальной субстанцией и первопричиной мира объектов. Соединение Пуруши с пракрита определяет возникновение множества вещей. "Освобождение" для Пуруши есть осознание своего полного бытийного отличия от деятельности сил пракрита. Понятие Пуруши играет важную роль в космогонических представлениях вишнуизма[1].