Индонезия

До завоевания независимости Индонезия была колонией Нидерландов. В результате длительной национально-освободительной борьбы 15 1945 г. была провозглашена независимая Республика Индонезия, первым президентом которой стал Сукарно. В этом же году была принята Конституция Индонезии, которая действует до сих пор на территории этого государства. Потерпев неудачу в попытках восстановить свою власть вооруженным путем, Нидерланды в 1949 г. признали суверенитет Индонезии.

В 1950 г. под давлением крупнейших партий была принята новая конституция, которая, в отличие от конституции 1945 г., предусматривала фактическое превращение Индонезии в парламентскую республику. Полномочия президента существенно сужались, возрастала роль премьер-министра. С учетом подобных политических преобразований последующий период развития Индонезии (до февраля 1957 г.) получил название "либеральной демократии". Для этого периода был характерен невысокий уровень политической стабильности, обусловленный как остротой социально-экономических проблем, так и достаточно конфликтными отношениями между различными политическими партиями. Активная и независимая деятельность парламента нередко вступала в противоречие с интересами исполнительной власти.

С середины 1950-х гг. президент Сукарно все больше склонялся к внедрению социалистических методов управления экономикой и политическому сближению с СССР, что вызывало неприятие правых и мусульманских партий. Одновременно проводился внешнеполитический курс, направленный на закрепление лидерства Индонезии среди развивающихся стран. Важнейшим шагом в этом направлении стало проведение 18–24 апреля 1955 г. в Бандунге Конференции стран Азии и Африки. В заключительном коммюнике конференции была принята Декларация о содействии всеобщему миру и сотрудничеству, в основу которой положены пять принципов мирного сосуществования, известных как "панча шила": 1) взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета; 2) ненападение; 3) невмешательство во внутренние дела друг друга; 4) равенство и взаимная выгода; 5) мирное сосуществование.

В феврале 1957 г. в условиях очередного политического кризиса Сукарно, заручившись поддержкой военных, обнародовал доктрину "Насаком", предусматривавшую, в частности, фактический отказ от парламентаризма, и объявил о переходе страны к так называемой "направляемой демократии".

Переход к "направляемой демократии" выразился в расширении президентских полномочий и существенном ограничении роли органов исполнительной власти. В июле 1959 г. была восстановлена конституция 1945 г., объявляющая Индонезию президентской республикой, ликвидировался пост премьер-министра. В августе 1959 г. Сукарно провозгласил так называемый "Политический манифест", декларировавший строительство самобытного индонезийского социализма. В марте 1960 г. был распущен и вновь сформирован парламент, в новом его составе, утвержденном лично Сукарно, присутствовали только представители лояльных президенту партий.

В 1960 г. при активной военно-технической помощи и политической поддержке со стороны СССР Индонезия пошла на военный конфликт с Нидерландами, удерживавшими западную часть Новой Гвинеи. Конфликт завершился в 1962 г. передачей этой территории Индонезии.

В начале 1960-х гг. экономика Индонезии переживала тяжелейший кризис. Национализация голландской собственности, а затем изгнание из страны голландцев и китайцев (всего были вынуждены эмигрировать свыше 160 тыс. человек) привели к дезорганизации транспортной системы и торговли, оттоку капиталов и нарушению внешнеэкономических связей, а привлечение армии к управлению государственным сектором способствовало распространению коррупции и воровства. На ОГЛАВЛЕНИЕ бюрократического аппарата и Вооруженных сил Индонезии уходило ⅔ всех бюджетных ассигнований, в то время как на нужды экономического развития тратилось заметно меньше.

Недовольство политикой президента привело к нарастанию внутриполитической напряженности и противостоянию различных политических сил в Индонезии, которое закончилось переворотом в стране. Основной костяк заговорщиков составляли недовольные коррупцией офицеры из состава частей стратегического резерва армии и полка президентской гвардии во главе с подполковником Унтунгом, а также офицеры военно-воздушных сил, придерживавшиеся левых взглядов. В ночь с 30 сентября на 1 октября 1965 г. подразделения восставших заняли стратегические части Джакарты; были схвачены и убиты шесть высокопоставленных генералов. Восставшие заявили о роспуске правительства и переходе всей власти в руки "Революционного совета", но больше не предприняли никаких попыток закрепить свое положение. Пользуясь возникшим хаосом, командующий стратегическим резервом армии генерал-майор Сухарто сумел собрать верные ему части, и в течение нескольких дней восстание было подавлено.

После подавления попытки переворота группировка военных под руководством Сухарто приступила к постепенной узурпации власти и подавлению своих политических противников. Возложив ответственность за неудачный путч на компартию Индонезии, военные добились от Сукарно запрета на ее деятельность и развернули масштабную кампанию террора против левых организаций. В ходе репрессий и массовых внесудебных убийств инакомыслящих, продолжавшихся до 1967 г., погибло, по разным данным, от 100 тыс. до 1 млн человек.

Одновременно шло поэтапное отстранение от власти президента Сукарно, который 11 марта 1966 г. вынужден был издать приказ о передаче полномочий Сухарто. Последний получил право действовать от имени президента и принимать любые меры, необходимые для поддержания безопасности и порядка в стране.

Чрезвычайная сессия Народного консультативного конгресса (НКК) 12 марта 1967 г. окончательно отстранила Сукарно от власти, назначив Сухарто исполняющим обязанности президента, а 27 марта 1968 г. еще одна внеочередная сессия НКК избрала Сухарто президентом Индонезии. Процесс легитимного утверждения нового режима завершился. Начавшийся период получил официальное название "нового порядка".

В короткие сроки в стране была выстроена жесткая вертикаль исполнительной власти, ключевую роль в которой играла армия, официально наделенная "социально-политической функцией": военные занимали большую часть правительственных постов и должностей в местных органах власти. При этом роль органов законодательной власти была существенно снижена.

Кардинальному пересмотру подверглась и экономическая политика. Правительство Сухарто взяло курс на ускоренное развитие в стране рыночных механизмов при обеспечении активной экономической роли государства и вооруженных сил, которые получили право хозяйственной деятельности.

Изменилась и внешняя политика Индонезии. Был взят курс на всемерное сближение с США и Западом в целом, что сопровождалось охлаждением отношений с СССР, Китаем и большей частью социалистического лагеря. Одновременно были нормализованы отношения с соседними странами, Индонезия подключилась к процессам региональной интеграции. В августе 1967 г. при инициативной роли Джакарты была создана Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

В качестве собственной "политической надстройки" военные и близкие к ним правые гражданские силы использовали организацию "Голкар", объединявшую значительную часть лояльных исполнительной власти общественных организаций. С 1964 г. "Голкар" была значительно укрупнена и преобразована в политический блок, допущенный к участию в парламентских выборах. При этом по новому закону о Совете народных представителей в состав парламента вводилась фракция вооруженных сил, члены которой назначались президентом. На парламентских выборах, проводившихся начиная с 1971 г. раз в пять лет, "Голкар", принявшая на себя роль "партии власти", неизменно получала абсолютное большинство голосов избирателей. В 1974 г. было произведено принудительное слияние политических партий: все партии мусульманского толка объединялись в Партию единства и развития, партии светской и христианской ориентации – в Демократическую партию Индонезии. Обе партии жестко контролировались исполнительной властью.

В декабре 1975 г. индонезийские войска захватили Восточный Тимор, провозгласивший незадолго до этого независимость от Португалии, а в июле 1976 г. он был включен в состав Индонезии на правах провинции.

Экономическая политика "нового порядка" оказалась весьма эффективной. К середине 1980-х гг. в страну удалось привлечь крупные иностранные инвестиции, развить многие современные отрасли промышленности и сферы обслуживания, добиться качественного повышения среднего уровня жизни населения. В 1990-е гг. Индонезия вошла в число наиболее динамично развивающихся стран Азии.

Кардинальные изменения повлек за собой азиатский финансово-экономический кризис 1997–1998 гг., крайне болезненно сказавшийся па экономике Индонезии. Коллапс целых отраслей экономики, резкое снижение доходов широких слоев населения привели к обострению социальной напряженности, массовому недовольству политикой правительства, эскалации этноконфессиональных противоречий.

В Джакарте и других городах страны прошли массовые выступления студентов, профсоюзов, мусульманских и других организаций с требованиями ликвидации авторитарного режима, демократизации политической системы, проведения экономических реформ. Под их давлением в мае 1998 г. президент Сухарто объявил о своей отставке.

Новое правительство развернуло широкие политические преобразования, ключевым элементом которых стала либерализация партийной системы и избирательного законодательства: в короткие сроки в стране были созданы десятки политических партий, в стране вводились прямые президентские выборы, был осуществлен процесс поэтапного демонтажа "социально-политической функции" вооруженных сил.

Одновременно под сильным международным нажимом Джакарта вынуждена была согласиться на проведение в августе 1999 г. референдума о самоопределении Восточного Тимора, в ходе которого абсолютное большинство жителей этой территории высказались в пользу независимости. В сентябре 2002 г. Восточный Тимор получил независимость.

В настоящее время в Индонезии действует конституция 1945 г. с поправками, основные из которых были приняты в 1998, 1999 и 2001 гг. Значительные изменения в правовую основу функционирования государственных институтов были внесены в ходе масштабных либерально-демократических преобразований на рубеже XX–XXI вв. Эти изменения осуществлялись как путем внесения упомянутых поправок в конституцию, гак и принятием так называемых "Политических законов". Основными итогами реформ стал отход вооруженных сил от политической деятельности, введение в стране реальной многопартийности и прямых президентских выборов и повышение роли законодательных органов власти.

Согласно конституции Индонезия – унитарная республика президентского типа. Главой государства и руководителем исполнительной власти является президент. В исполнении обязанностей главе государства оказывает содействие вице-президент, который в случае смерти или отставки президента занимает пост последнего. Президент и вице-президент избираются сроком на пять лет тайным голосованием на всеобщих прямых выборах. Один и тот же человек не может занимать президентский пост более двух сроков подряд. Конституционные нормы, предусматривающие прямое всенародное избрание президента и ограничивающие его срок пребывания у власти, введены в 2001 г., ранее глава государства избирался раз в пять лет в ходе сессии НКК и мог переизбираться на этот пост неограниченное число раз. Президент является главой государства и формируемого им правительства, а также Верховным главнокомандующим Вооруженными силами государства.

Высший законодательный орган (НКК) созывается на сессии не реже одного раза в пять лет и состоит из двух палат: Совета народных представителей и Совета представителей регионов. На сессиях НКК проходит инаугурация вновь избранного президента и утверждаются предложенные президентом "Основные направления государственного курса на пятилетний срок". Конгресс может объявить президенту импичмент, собравшись для этого на внеочередную сессию.

Совет представителей регионов существует с 2004 г. К его компетенции относится разработка законопроектов, касающихся вопросов административно-территориального устройства страны, регионального самоуправления, экономического, социального и культурного развития регионов для последующей передачи их в Совет народных представителей. Совет представителей регионов формируется из представителей провинций и приравниваемых к провинциям административно-территориальных единиц Индонезии – по четыре делегата от каждой соответствующей территории. Члены Совета представителей регионов избираются на непартийной основе одновременно с депутатами Совета народных представителей. В нынешнем составе Совета представителей регионов, сформированном по итогам парламентских выборов 2009 г., 132 депутата от 31 провинции и двух особых округов.

Судебную систему воглавляет являющийся высшей апелляционной инстанцией по соответствующим делам Верховный суд, в ведении которого находятся системы уголовного, гражданского, административного, торгового и налогового правосудия. Судьи Верховного суда утверждаются президентом на основании предложений Совета народных представителей. Председатель Верховного суда избирается судьями и утверждается в должности президентом. В 2003 г. в Индонезии был учрежден Конституционный суд, в ведении которого толкование конституции и определение соответствия законодательных актов конституционным нормам. В составе Конституционного суда девять судей, назначаемых президентом. При этом трое судей назначаются по представлению Совета народных представителей, трое – по представлению Верховного суда и трое – по представлению президента. Председатель Конституционного суда избирается судьями и утверждается в должности президентом.