Лекция 7. Индийская философия
В эпоху Средневековья в Индии продолжалось развитие всех возникших в древности ортодоксальных и неортодоксальных школ (схема 48), причем к числу ортодоксальных добавилась еще веданта, занявшая среди них ведущее место. Среди неортодоксальных школ особое развитие получила философия буддизма.
На протяжении всего Средневековья в Индии шла борьба между буддизмом, ставшим в это время мировой, межнациональной религией, и национальной религией – индуизмом[1], возникшем на базе древнего брахманизма. К XV–XVI вв. индуизм взял вверх, и к настоящему времени буддизм оказался практически полностью вытеснен из Индии. Естественно, что этот процесс привел и к исчезновению соответствующих философских школ. Но за время своего существования философия буддизма оказала значительное влияние па философию всех остальных школ и течений. Особенно важную роль сыграло при этом буддийское учение о пустоте (шунья).
Характерной чертой эволюции ортодоксальных школ в эпоху Средневековья был продолжающийся синтез философских учений, при этом достижения одной школы часто становились всеобщим достоянием. Так, во всех философских школах Индии использовалась система медитативных упражнений, разработанная в йоге, во всех ортодоксальных школах применялась логика, разработанная в школе ньяя и т.д. Этому синтезу в немалой степени способствовала возникшая еще в древности традиция: изложению собственного учения должна была предшествовать критика учений всех остальных школ, а это требовало их изучения и анализа.
Говоря о синтезе философских учений различных школ, в первую очередь необходимо отмстить синтез веданты с мимансой, санкхьи с йогой, вайшешики с ньяя (схема 48).
Схема 48. Средневековая индийская философия: эволюция школ
Буддийская философия
Уже в I–IV вв. н.э. в Индии сформировался ряд школ буддийской философии, получивших активное развитие в эпоху Средневековья. Ведущую роль среди них играли две школы махаяны и две – хинаяны[2] (табл. 39).
Таблица 39
Школы Буддийской философии
Школы |
Смысл названия |
Основоположники |
|
Μ А X А Я Η А |
Мадхьямика, или шуньявада |
От слова "средний" (от названия трактата Нагарджуны "Карики срединного учения"); "учение о пустоте (шунья)" |
Нагарджуна – II в. |
Йогочара, или виджнянавада |
"Практика йоги"; "учение о сознании как реальности" |
Майтреянатх – IVb. Васубандху – IV в. Асанга – IV–V вв. |
|
X и Η А Я Н А |
Саутрантика |
От выражения "приверженец сутр" |
Кумаралата – II в. |
Вайбхашика |
От названия трактата "Вибхаша", происходящего от слов "разъяснение, описание" |
Васумитра – I–II вв. Васубандху – IV в. |
Особенно серьезны были расхождения между школами по двум вопросам:
• о реальности или иллюзорности физических и психических объектов;
• о сути сансары и нирваны[3].
Оба эти вопроса непосредственно связаны с пониманием сущности дхарм[4].
Будда учил, что человек – это всего лишь совокупность дхарм, а его жизнь и даже последовательность всех жизней (при перерождениях) – это поток дхарм. Но сам Будда отказывался отвечать на вопросы о реальности объектов, которые предстают в нашем восприятии как самостоятельные физические или психические, считая это несущественным для дела спасения[5]. Тем не менее, развитие философской мысли неизбежно вело к постановке данной проблемы и к тому или иному ее решению. Так, пусть книга, которую вы сейчас держите в руках, является определенным объектом для вас в силу "проявления" дхарм телесной формы, ощущений и т.д. Но существует ли при этом данная книга реально, независимо от нас, как физический объект? Или, может быть, реально существует хотя бы образ этой книги в нашем сознании, т.е. психический объект? Или же все это иллюзии, наваждения? В различных школах по-разному отвечали на данный вопрос (табл. 40).
Таблица 40
Реальное и иллюзорное
Школа |
Реально существуют |
Являются иллюзией |
Мадхьямика |
Пустота |
Духовные η физические объекты |
Йогочара |
Духовные объекты |
Физические объекты |
Саутрантика и вайбхашика |
Духовные и физические объекты |
- |
Две школы махаяны (мадхьямика и йогочара) роднит то, что существование физических объектов считается иллюзией, а расходятся они в трактовке природы духовных объектов.
Две школы хинаяны (саутрантика и вайбхашика) объединяет то, что признается реальное существование и духовных, и физических объектов, но зато они принципиально расходятся в вопросе о том, как мы узнаем о существовании этих объектов. Приверженцы саутрантики считали, что вывод о существовании таких объектов мы делаем только на основании деятельности нашего сознания. А приверженцы вайбхашики полагали, что эти объекты воспринимаются непосредственно.
В основу философии двух школ хинаяны – саутрантики и вайбхашики (и особенно последней) – легло разработанное Васубандху[6] (IV в.) учение о дхармах. Васубандху считал, что все дхармы (прошлого, настоящего и будущего) реально существуют: они ни откуда не возникают и никуда не исчезают. (Тем самым обосновывается и "реальное" существование всех физических и психических объектов.) Но дхармы существуют по-разному: дхармы настоящего – как проявленные, а дхармы прошлого и будущего – как непроявленные (схема 49).
Схема 49. Проявленные и непроявленные дхармы
Дхармы различаются и по своему состоянию (табл. 41).
Таблица 41
Дхармы "волнующиеся" и "успокоенные"
Состояние дхарм |
Они образуют |
Он присущи |
Волнующиеся, или "пребывающие в волнении"; "составленные" |
Сансару |
Всему миру (эмпирической действительности) |
"Успокоенные"; "несоставленные" |
Нирвану |
Только человеку |
Отсюда видно, что сансара и нирвана – это два различных состояния одних и тех же дхарм. Сансара и нирвана несовместимы: пока дхармы находятся в состоянии "волнения", нирвана нс может наступить. Когда же все дхармы "успокоятся", то сансара полностью исчезнет (схема 50).
Схема 50. Сансара и нирвана (хинаяна)
Принципиально другое решение этой проблемы имело место в махаяне. Здесь считалось, что нирвана и сансара практически тождественны. Сторонники махаяны основывались на идее, что в любом живом существе заложена возможность самосовершенствования, следовательно, любое существо обладает "природой Будды", т.е. нирваной. Отсюда следует, что нирвана уже содержится в сансаре, и ее надо только обнаружить.
Философской базой для такого решения послужило учение выдающегося индийского философа Нагарджуны (II в.) о пустоте
Схема 51. Сансара и нирвана (махаяна)
(шунья). Это же учение является основой для наиболее "радикального" решения проблемы существования физических и психических объектов в школе мадхьямика (шуньявада): отрицания их реального существования.
У Нагарджуны шунья – это прежде всего состояние психики, ощущение пустоты, в котором уже нет различия между субъектом и объектом, физическими и психическими объектами, реальностью и нереальностью, бытием и небытием. Именно в этом состоянии, по его мнению, достигается освобождение, т.е. нирвана.
Позднее понятие "шунья" получило еще и онтологическую трактовку как сущность бытия. Ведь бытие – это поток дхарм. Но все они лишены какой-либо постоянной опоры, ни одна дхарма не существует самостоятельно, изолированно, они все зависят друг от друга в этом "потоке", составляя его как нечто цельное. Следовательно, они все относительны или, иначе говоря, пусты. И раз бытие понимается как не имеющее неизменного и постоянного начала, то его сущностью является пустота.
Судьба учения. Все указанные выше школы оказали серьезное влияние на дальнейшее развитие как буддийской, так и не буддийской философии, причем не только в Индии, но и в других странах буддийского мира. Особенно необходимо отметить влияние учения Нагарджуны о шунья; наиболее интересное развитие оно получило в Индии в веданте, а в Китае и Японии – в чань-буддизме.
Кроме того, в XIX–XX вв. они оказали заметное влияние и на западною философию (Шопенгауэр, Юнг, экзистенциализм, постмодернизм и т.д.).