Индия: варно-кастовый строй и раздробленность
В отличие от зороастризма, приблизившегося к монотеизму (поклонение всеведущему Ахура-Мазде), религия индийских брахманов не только осталась политеистической, но и не сложилась в единую систему верований, охватывая разнородные традиции, принимающие авторитет Вед, но с обилием оттенков и сект. И в противоположность Ирану, где сложилась почти непрерывная тысячелетняя традиция централизованной государственности, сохранявшейся и при смене династий, хотя и со сменой господствующей религии, на территориях, охваченной индуизмом, государственная централизация была исключением, а не правилом. Причем невозможно указать сколько-нибудь точные границы наиболее обширных царств – сокрушенного раджпутами Гупта (275–550 гг.) и Пратихара (750–910 гг.), возникшего после отражения раджпутами вторжения арабов (битва за Раджастхан, 738 г.). Наконец, трехчастное сословное закрепление деятельности на жреческую, воинскую и хозяйственную, присущее народам индоевропейской языковой семьи и четко оформленное в шахском Иране, а затем – в Западной Европе, в Индии приняло усложненную форму четырех варновых статусов с большим разнообразием замкнутых групп внутри варн (особенно низших – вайшьев и шудр). Эти группы, связанные общностью рода занятий и (или) племенного происхождения, сами индусы назвали джати, европейцы позднее – кастами.
Новые брахманы – жрецы и судьи – учли поддержку, оказанную древними кшатриями буддистам, и провозгласили в новых сводах законов – дхармашастрах – "без брахмана не преуспевает кшатрий, без кшатрия не процветает брахман". Статусом кшатриев наделялись прежде всего раджпуты, в боях искавшие славы и почестей и завоеваниями вовлекавшие разноплеменные области Индии в круг земель, охваченных варновым строем. Но клановость раджпутов наряду с политеистическим разнообразием культов божеств-покровителей отдельных местностей и занятий усугубляли природные факторы разобщенности Индии (см. гл. 2). Раджастхан был богат камнем (мрамор, известняк, песчаник) и другими строительными материалами, а особенности рельефа страны были использованы для строительства скальных крепостей, стоявших на утесах или на вершинах горных гряд и окруженных часто рвами и другими заграждениями.
Раджпутские крепости оформили множественность индийского мелкоцарствия; правители-магараджи договаривались с более мелкими владетелями о предоставлении тем прав сбора налогов с окрестных деревенских общин при условии передачи части собранного магарадже и выполнения по отношению к нему круга обязанностей, связанных с военной службой; причем, если магараджа со своих деревень собирал налог в 1/6 урожая, то владетели меньшего ранга – от 1/5 до 1 /2 (возможно, и больше).
Деревенские общины могли объединять представителей до 10 и более различных каст от брахманов и тех, кто приравнивался к кшатриям, до шудр и вневарновых – неприкасаемых. Установилась жесткая связь взаимных "услуг" – например, землевладельцы-брахманы оказывали ритуальные и образовательные услуги, а шудры и неприкасаемые обрабатывали их земельные участки, обеспечивали продуктами питания, одеждой, утварью, топливом, чистотой; причем каждая услуга брахману была закреплена за определенным лицом и эта функция передавалась по наследству. Но не только брахманы, но и те, кто сами обрабатывал свою землю, не занимались сами бритьем, стиркой или подметанием своего двора – это обязаны были делать представители низших каст, которым община давала пропитание.