Индия
Эстетическая мысль Индии формировалась под сильным влиянием религиозных и мифологических традиций. Свойственная индуизму тенденция к пониманию бога/богов как абстрактных сущностей, которые скорее являются выражением некоторых онтологических принципов, нежели личностного начала, проявилась в эстетике как тяготение к символизму, в котором зачастую аллегории смешивались с символами, подменяя друг друга в пространстве искусства. Кастовая организация общества, нивелирующая ценность отдельной человеческой личности, ориентировала индийское искусство на акцентирование кастовых ценностей, а не проявлений духовного мира отдельного человека. Своеобразный фатализм индуизма разрешался только в отдаленной перспективе реинкарнаций, а в условиях посюсторонней жизни человеку надлежало исполнять свой долг, обусловленной его кастовой принадлежностью. Социальный фатализм проявлялся, например, в представлении о том, что даже плохое исполнение социальных функций, принадлежащих своей касте, много лучше, нежели хорошее исполнение служения, принадлежащего иным кастам.
Один из первых индийских трактатов, посвященных эстетической проблематике, "Натья-шастра", был написан, как принято считать, в I в. н.э. индийским мудрецом Бхарте.
Трактат посвящен специфике актерской игры. Более поздний трактат "Шильпа-шастра" посвящен эстетике архитектурных форм, оба эти трактата затрагивают проблемы прикладной эстетики: вопросы концептуальные их авторов интересуют мало.
Начиная с X в. наблюдается развитие поэзии, для которой на протяжении многих веков был свойственен интерес к постановке философских вопросов, сложный символизм, тяга к парадоксальности. Все это время индийское искусство развивается как попытка интерпретировать различные религиозно-онтологические, в том числе космологические, идеи, которые обретали образно-символическое выражение.
Кастовая закрытость Индии, с одной стороны, налагала существенные ограничения на развитие эстетических представлений, консервируя социальную структуру индийского общества, с другой - она способствовала сохранению самобытности индийского искусства.
Китай
Формирование эстетических традиций Китая началось в глубокой древности и изначально совершалось в условиях культурной изоляции, даже после изменения геополитической ситуации китайская эстетика сохранила консервативные установки, которые позволили сберечь самобытность китайской культуры и искусства.
Китайская культура в целом развивалась в соответствии с религиозно-мировоззренческими установками конфуцианства и даосизма, эстетическую парадигму которого обозначил Лао-цзы. В целом для китайской культуры характерно представление о том, что красота имманентно присутствует в окружающей человека реальности, причем в визуальных, материальных формах, прекрасное - конкретно и предметно, соответственно отсутствовало представление о трансцендентном идеале прекрасного, восходящем к миру сверхъестественного. Вообще китайское мировосприятие характеризовалось отсутствием дифференциации явлений материального и духовного мира, границы между ними не существовало, а космос представлялся такому сознанию как нерасторжимое единство материи и духа. Все это не могло не повлиять на формирование эстетики: эстетические категории в китайской трактовке стали воеприниматься опредмечено и антропоцентрично, как способ духовного и телесного развития и обновления человека.
Мир воспринимался человеком не через восприятие статики форм, но преимущественно как взаимодействие процессов, среди которых наиболее онтологически важный - движение. Принцип "Дао", понимаемый как безграничное самодвижение мира, оказал влияние на искусство. Китайские художники были изначально сориентированы не на поиск идеальных форм, а на идеальное выражение движения художественными средствами, для чего требовалось соотнести конкретную форму движения с общим движением космоса. Эта задача обусловила своеобразное развитие китайской каллиграфии, беспрерывное развитие которой совершалось на протяжении четырех тысяч лет.
Представление о теле человека как о сложном энергетическом комплексе, существование которого обусловлено взаимодействием двух энергий инь-ян, повлияло и на искусство: считалось, что художник должен пользоваться обеими энергиями. Традиционализм китайской культуры проявился в эстетике как ретроспективная направленность творческого процесса: китайский философ Се Хэ в трактате "Категории старинной живописи" сформулировал шесть принципов живописи, среди которых наряду с требованиями реализма были и установки на подражание древним шедеврам.