Индивид и личность в религии
Различают понятия "индивид", "человек", "личность". Первое фиксирует свойства индивидуального представителя Homo sapiens, носителя разнообразных проявлений жизнедеятельности; второе интегрирует природные и социокультурные качества, имеет в виду отдельное существо и "совокупное существо" (семья, этнос, сословие и т.д.), человечество как результат развития Космоса, Земли, истории.
Личность – это человек в его индивидуальном, неповторимом существовании. Она есть целостность, в системе которой имеются заданные природой, но общественно отчеканенные компоненты (пол, национальность, темперамент, способности и т.д.), а также сформированные в ходе социализации (фило- и онтогенетически) качества субъекта деятельности, познания, творчества и свободы. Личности присущи субъектность и духовность как конституирующие ее качества в "вертикальном измерении".
На ранних стадиях развития общества отдельный человек не выделял себя из религиозной группы, выступал как индивид, как единичный представитель рода или племени, которые являлись носителями этнорелигиозных комплексов. Отдельный человек смог стать личностью в религии (как и в других сферах бытия) лишь на определенном этапе исторического процесса обособления и отличения себя от общности.
Без религиозной личности, которая обладает религиозным опытом, не может существовать и развитая религиозная система.
Религиозная личность – это отдельный человек в совокупности его общественных качеств, в которой занимают определенное место и религиозные свойства, способный стать субъектом религиозной деятельности. Такой личности присуще качество "религиозность", в сознании ее обозначены соответствующие представления, идеи, вера, потребности, чувства, а в поведении – посещение храма, молитва, участие в богослужении, совершение религиозных обрядов, религиозное соблюдение поста, празднование и т.д.
Религиозность центрируется в отношениях Бог – человек, человек – Бог или, в зависимости от типа религий, в чем-то ином. В развитых религиозных системах личность может представать в различных типах – святой, юродивый, оглашенный, аскет, отшельник и т.д., а в обыденной жизни – верующий, фанатик, колеблющийся, личность с превалирующей (или подчиненной) религиозной ориентацией и т.д.
Религиозные качества интериоризуются (лат. interior – внутренний), овнутревляются в процессе социализации, присвоения индивидами социального опыта в условиях религиозной среды. Община, религиозная семья, духовная школа, приход, монастырь, духовно-культурные центры, средства массовой информации и т.п. – вот те институты, которые вводят отдельного человека в пространственно- временной континуум религиозной культуры, в результате чего складывается религиозная духовность личности.
Духовность характеризует личность с точки зрения меры освоения ею духовной культуры, в том числе и религиозной. Духовность представляет собой постижение и приобщение к ценностям, самосознание и самопознание, возвышение интеллекта и чувствований, поиск смысла и цели существования, нахождение идеала, слушание и слышание голоса совести, творчество и т.д. Эти процессы могут быть связаны с религиозной верой или же с иными мировоззренческими ориентирами.