Индивид и его социальные ценности
Основные понятия: индивид, ценности, система ценностей, социальные ценности, виды социальных ценностей, черты и свойства социальных ценностей, объективный и субъективный аспекты социальных ценностей, приобщение к ценностям, присвоение социальных ценностей, факторы развития социальных ценностей, реализация социальных ценностей.
Категория "ценность" является одним из ключевых понятий гуманитарных наук. Значение проблемы ценностей вытекает из специфического, практически преобразовательного отношения индивида и социума.
Каждый человек живет в определенной системе ценностей, предметы и явления которых призваны удовлетворить его разнообразные потребности. Ценности, в определенном смысле, выражают способ существования человека в социуме.
При этом разные ценности имеют для человека различное значение и с этим связана их иерархия. И сами ценности, и их иерархическая структура всегда носят конкретно-исторический и личностный характер. Для разных людей один и тот же предмет или явление могут представлять неодинаковую ценность, в том числе в различное время для одного и того же человека. Верующий и атеист по-разному будут относиться к святым местам, а классическая музыка может вызвать у людей не только наслаждение, но и серьезное раздражение. Отсюда следует вывод, что существуют субъективная и объективная динамики ценностей.
В научной литературе отсутствует общепризнанное определение понятия "ценность". Оно дается авторами в зависимости от задач и направлений их исследования. Различная трактовка порождена сложностью самого объекта исследования, в частности, разнообразием его форм, вариантов, хотя существуют общие исходные методологические позиции. Данная категория выражает сложную структуру взаимоотношений между различными объектами материального и духовного мира и до сих пор идут уточнения и выявления значения ценностного отношения к материальным предметам и явлениям природы и к взаимоотношениям людей.
Понятие ценности обнаруживает свою значимость при анализе структуры человеческой деятельности, которая невозможна без ориентации в окружающем мире, сознательного выбора, предшествующего принятию решения на проведение значимых для личности действий.
Ценность является оценочным понятием, позволяющим индивиду, социальной группе оценить те или иные общественные явления, процессы, факты, поведение и поступки людей, действия различных общностей, ориентированных на личность, общество, различные объекты окружающего мира (см. Приложение 4).
Ценность можно рассматривать с двух позиций: как предмет или социальное явление и как значимое свойство личности. Как предмет или социальное явление ценность представляет собой отражение содержания общественного сознания, уровень его развития. Такая ценность принадлежит всем, всему обществу, социуму, т.е. и существует вне физического человеческого тела отдельного индивида. Она может существовать в виде предметов (физических, экологических, демографических, радиоэлектронных и т.д.) или явлений (социально-экономических, социально-психологических, социально-педагогических и т.д.). В данном случае система ценностей вплетена в ткань общественной жизни, является совместным социальным продуктом множества установок, стремлений, ориентаций, мышлений отдельных индивидов, составляющих в целом социум. В таком случае она относится к ценностям социума и социальным ценностям. В этом смысле ценности существуют объективно, вне субъективного взгляда отдельного индивида.
Ценности как значимое свойство личности – это важнейший элемент направленности личности, ее динамичное социальное качество, представляющее собой отражение субъективного отношения к предметам и явлениям окружающей действительности. Такие ценности проявляются в поведении, отношениях, суждениях, поступках и действиях человека. Насколько человеком принята ценность социума как своя собственная, настолько она становится социальной ценностью. В таком случае ценности по отношению к социуму носят субъективный характер и являются принадлежностью конкретного индивида, его социальной ценностью. В то же время социальные ценности индивида воплощаются в самом социуме: в социальной деятельности, в социальных отношениях и в социальных институтах.
Социальные ценности являются своеобразным духовным базисом развития общества и их изменение или разрушение подрывает существование любого этноса, народности, нации.
Социальные ценности выступают как продукт социализации людей, освоения ими нормативных и ожидаемых, желательных в данном обществе способов их деятельности, тесно связанной с социально-экономическими и социально-политическими условиями жизни, отражающий основополагающие интересы и принципы, регулирующие важнейшие социальные отношения, возникающие между людьми и социальными группами.
Понятие социальной ценности обозначает любой предмет и человеческие взаимодействия, лимитирующие и определяющие поведение субъектов (индивида, группы, сообщества). Это значимые предметы и отношения прежде всего как формы субъект-субъектного взаимодействия и деятельности не только детерминируют и констатируют свойства индивида, но и узаконивают, санкционируют его интересы, притязания и поступки.
ОГЛАВЛЕНИЕ понятия "ценность" обладает целым рядом признаков, свойственных так или иначе всем формам общественного сознания – значимость, нормативность, полезность, необходимость, целесообразность.
Имеется несколько оснований для типологии ценностей. Поскольку ценности влияют на поведение людей во всех сферах жизнедеятельности, основанием для их типологии является предметное ОГЛАВЛЕНИЕ. По этому основанию различают ценности социальные, культурные, нравственные, экономические, политические и т.д.
Применительно к социуму, имеющему определенное количество сфер жизнедеятельности (экономика, экология, наука, медицина, управление, педагогика, искусство, физкультура и спорт), социальные ценности можно подразделить на экономические ценности, экологические ценности, педагогические ценности, культурные ценности и т.д., т.е. можно с уверенностью сказать, что типов ценностей может быть столько, сколько значимых сфер жизнедеятельности имеется в социуме.
Ценности – это обобщенные цели и средства их достижения, выполняющие роль фундаментальных ценностей. Они обеспечивают интеграцию общества, помогая индивидам осуществлять социально-одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях.
Наиболее важным в содержании социальной ценности являются два свойства – лимитировать и определять представления, мысли, оценки и деяния людей. С одной стороны, ценности ограничивают жизнедеятельность людей, с другой – расширяют их возможности по развитию индивида.
Ключевым элементом социальных ценностей является социальная норма.
Социальные нормы и ценности, воздействуя на индивида, побуждают его к выработке определенного типа поведения. По если бы его поведение определялось только внешними факторами, воздействие которых осуществляется как стихийно, так и целенаправленно, то индивид был бы лишен возможности всего многообразия выбора своего типа поведения.
Социальные ценности – важный инструмент социализации личности. Они не только ориентируют человека на установление эффективного взаимодействия с социальной средой, но и являются значимым фактором ее освоения, а, значит, и собственного социального развития.
Нормативно-ценностная система как раз и предназначена не только для того, чтобы дать индивиду представление о том, что от него требует общество и к чему он должен стремиться, но и научить его, как он должен поступать, действуя в постоянно меняющихся и разнообразных, чаще всего противоречивых, условиях и ситуациях. Имеющаяся система социальных ценностей ориентирует человека на формы взаимодействия его с педагогическим потенциалом социума, позволяет более упорядоченно относиться к его изучению, развитию или реализации.
В литературе существуют разные способы и принципы классификации и иерархии ценностей. Так, выделяют ценности-цели, или высшие (абсолютные) ценности, и ценности-средства (инструментальные ценности); говорят о ценностях положительных и отрицательных, имея в виду их социальное значение и последствия их реализации. Можно выделять материальные и духовные ценности и т.д. Важно подчеркнуть, что все они находятся между собой в тесной взаимосвязи и единстве и образуют целостность мира каждого человека.
ОГЛАВЛЕНИЕ социальных ценностей определяется необходимостью сохранения и поддержания окружающей среды, человеческой среды, технической и технологической среды, сферы социальных контактов и взаимодействий. Виды социальных ценностей можно классифицировать по следующим основаниям:
1) но содержанию: а) педагогические (знания, навыки, умения, личностные качества, формы обучения и воспитания); б) экономические (экономика, благосостояние, богатство, доходы, расходы); в) политические (страна, город, деревня, Родина и т.д.);
2) по полярности: а) положительные (дружба, добро, справедливость, свобода, взаимопомощь); б) отрицательные (ненависть, жестокость, эгоизм, агрессия);
3) по социальной значимости: а) морально-нравственные (общение, любовь, достоинство, коллектив, толерантность, партнерство, корпорация); б) культурные (кино, театр, красота, студия, конкурс); в) материальные (дом, машина, сад, трактор);
4) по индивидуальной принадлежности (авторитет, альтруизм, эмпатия, аккуратность, пунктуальность);
5) по целеполаганию: а) абсолютные (истина, смысл жизни, человек, здоровье, счастье); б) инструментальные (методы, способы, средства, техники, методики, приемы).
Отличительными особенностями социальных ценностей является то, что они поддерживаются большинством общества, способствуют сохранению и воспроизводству значимых социальных отношений. В этом плане и индивидуальные ценности могут приобретать и нести социальный характер, но только в тех пределах, в каких они являются настолько широко распространенными и важными для множества людей, чтобы оказывать влияние на общественное состояние и развитие (например, альтруизм, эгоизм, индивидуализм, коллективизм).
На систему социальных ценностей индивида в процессе взаимодействия его с социальной средой оказывают влияние общечеловеческие гуманистические ценности, ценности цивилизации, ценности конкретного общества, ценности различных групп населения.
Распространенная проблема взаимодействия личности и социальных ценностей связана с тем, что последние могут быть реальными, имеющими объективный аналог в действительности, а могут носить и мифологический характер. В свою очередь, сами мифологические ценности можно подразделить на "естественные" и "искусственные". В первом случае они имеют историческое основание и возникают в процессе мифотворчества на базе первобытного мышления. В процессе развития общества мифологические ценности, как и сама мифология, хотя и перестают доминировать, но не исчезают полностью из общественной жизни и культуры. Более того, порой они возрождаются, принимают форму мифологем – искусственно создаваемых ценностных конструкций, не имеющих аналогов в действительности и поддерживаемых идеологическими средствами и институтами.
Нельзя не затронуть и такой аспект проблемы, как все шире распространяющиеся в нашем обществе иррациональные и псевдонаучные ценности. На личность сегодня систематически обрушивается лавина информации, ОГЛАВЛЕНИЕ которой связано с псевдонаукой (мистика, оккультизм, астрология, магия, колдовство и т.д.). В этих условиях непроизвольно, на подсознательном уровне формируется неадекватное мышление и восприятие действительности. Рационализм заменяется иррационализмом, любой функциональный миф считается рациональным. Формируется тип поведения, в котором реальные противоречия не принимаются в расчет, принцип объективности подменяется субъективизмом, логика разума заменяется верой и подражанием. Налицо, таким образом, основные признаки мифологического поведения человека, содержательной основой которого являются иррационализм и субъективизм.
Анализ проблемы социальных ценностей с точки зрения социально-педагогического подхода показывает, что приобретение вступающим в жизнь индивидом социальных качеств осуществляется в том числе как индивидуальное восприятие уже созданных людьми социальных ценностей.
Вот почему одной из важнейших тенденций развития современной социальной педагогики является все большее внимание к человеку, к проблемам его бытия в социуме и к его внутреннему миру, к его социальным ценностям. И это, очевидно, не случайно, потому что общая задача социальной педагогики как раз и заключается в том, чтобы помочь рационально-практическим способом соединить человека с социумом, сделать человека реальным представителем и субъектом мира, а окружающий его мир действительно человечным.