Индивид и его социальные способности

Основные понятия: индивид, способности, социальные способности, задатки, склонности, талант, гений, виды социальных способностей, структура социальных способностей, виды социальных способностей, стратегические способности, тактические способности, субъект социальных способностей, формы проявления социальных способностей, функции социальных способностей.

Человек, индивид, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся с ними, постепенно становится личностью – субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя на основе индивидуальных способностей.

Способность – это деятельная сила человека, обусловленная как его биопсихическим субстратом, так и социокультурным субстратом общества. Диалектическое понимание способности предполагает осознание ее как противоречивого соотношения биологического и социального, внутреннего и внешнего.

Совокупная (виртуальная) способность человека является универсальной и социальной. Универсальность человеческой способности состоит в том, что человек способен творить не только по своей мере, но и по мере любого вида, по мере любого предмета, потому что в нем как в высшем, предметном мире, существуют все низшие формы природной эволюции. Социальность способности человека выражает ее социокультурную обусловленность, зависимость от социального опыта человечества (практика музыкальной, организаторской, педагогической, медицинской и другой деятельности). Даже биологические способности человека осоциалены, окультурены.

Социальные способности, развивающиеся на основе задатков, обусловливаются, но не предопределяются ими. Задатками человека к социальным способностям могут быть особенности развития речи, ее коммуникативной функции, особым образом развитость органов слуха, внешние физиологические данные человека, располагающие окружающих к общению с ним, физическая сила как условие оказания помощи другим и т.д. Задатки обусловливают разные пути формирования способностей, влияют на уровень достижения, быстроту развития.

Социальные способности – более высокий уровень развития способностей человека, которые, являясь индивидуально-психологической особенностью человека, проявляющейся в деятельности и являющейся условием успешного ее выполнения, в процессе социализации превращаются в социальные способности, отражающие возможности личности во взаимодействии с социальной средой, с социумом. От социальных способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения социальными знаниями, умениями и навыками такого взаимодействия. И если способности человека – это прижизненные образования, их развитие идет в процессе индивидуальной жизни, то социальная среда активно формирует социальные способности как таковые. Социальные способности – понятие динамическое, их формирование происходит в процессе определенным образом организованной совместной деятельности.

Обычно виды социальных способностей различают по их направленности или специализации. В этом плане различают общие социальные способности (такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении социальными знаниями и осуществлении различных видов социальной деятельности); специальные социальные способности (система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в каком-либо виде социальной деятельности, позволяющие ему достичь определенного социального статуса в обществе). Специальные способности органически связаны с общими.

Социальные способности – это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается, сущность личности в "эфире" этих отношений... личность есть системное и поэтому "сверхчувственное" качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами.

Таким образом, социальные способности нуждаются в особой характеристике, которая могла бы описать это социальное качество, носителем которого является индивид.

Социальные способности – это приобретаемые свойства личности, отвечающие требованиям социально значимой деятельности, изменяющиеся под влиянием социального воспитания, соответствующие социальным нормам. Именно социальные способности являются для школьников тем фундаментом, который впоследствии помогает им успешно учиться и взаимодействовать с социумом. К ним относятся способность работать в группе, способность к управлению конфликтами, лидерские качества.

Формирование способностей выступает как проблема актуального включения индивида в систему общественных отношений, которая функционирует и развивается благодаря многообразным факторам социальной деятельности.

Разумеется, социальная способность существует в разных формах и на разных уровнях. Наиболее типично выделение четырех таких уровней: задатки; одаренность; талантливость; гениальность.

Это соотношение не является статичным, потому что в ходе деятельности, в ходе развития, упражнений, тренировок происходит возвышение способности.

Способности человека можно дифференцировать по типам деятельности: способность производить и способность потреблять (способность создавать художественные произведения и способность их воспринимать, способность производить материальные блага и способность их потреблять и т.д.). Обе способности могут быть репродуктивными или творческими. Репродуктивная способность – это способность воспроизводить данную деятельность в ее исторически сложившейся форме. Творческая способность – это способность создавать новое, осуществлять любую деятельность новаторски.

Поскольку существует мир духовных и мир материальных явлений, постольку можно говорить о способности творить в "поле сознания" и о творчестве человека в "поле материи".

Социальная способность человека связана с его социальной потребностью в их общей ориентации на социальную деятельность. Если социальная потребность выражает установку на социальную деятельность ("хочу общаться с другим"), то социальная способность – готовность к социальной деятельности ("могу общаться с другим"). Известно, что любая деятельность реализуя потребности и способности индивида, развивает его навыки и умения. В конечном итоге, социальная деятельность оказывается обусловленной тремя субъектными слагаемыми: "хочу + знаю + умею". Они и определяют задачи трех педагогических процессов:

воспитание – формирование установок, мотивационной культуры личности;

обучение – формирование знаний, информационной культуры личности;

развитие – формирование умений, операциональной культуры личности.

Формирование социальных потребностей – задача социального воспитания, формирование социальных способностей – задача социального обучения и социального развития.

С точки зрения социальной педагогики наиболее значимыми способностями личности являются социальные. Они представляют собой систему социально-педагогических свойств личности, определяющих или обеспечивающих ее участие в общении с другими людьми, вхождение в сотрудничество, совместную деятельность, а тем самым и в человеческую общность; это вид способностей, проявляемый в сфере общения и способствующий успешности человека в разнообразных областях деятельности.

Социальная среда определяет уровень развития социальных способностей, их структуру, так как на различных этапах развития общества социальная, исторически определенная, практика влияет на характер коммуникативной деятельности личности.

Социальные способности формируются в процессе социальной деятельности, тем самым определяя детерминирующую роль последней в развитии соответствующего педагогического потенциала личности. Но существует и обратная связь – влияние социальных способностей на характер и эффективность соответствующей деятельности субъекта. Эта взаимная детерминация во многом и обусловливает функциональную структуру социальных способностей личности.

ОГЛАВЛЕНИЕ и характер социальной деятельности находятся в непосредственной зависимости от социально-экономических, общественных отношений, господствующих на том или ином этапе общественного развития.

Индивид является субъектом социальной деятельности. С одной стороны, на основе задатков элементарных социальных способностей эта деятельность оформляется и развивается, а с другой – реализуя цели социальной деятельности в процессе развития информационных взаимодействий, личность формирует и совершенствует свои социальные способности.

Социальные способности обладают определенными качественными проявлениями. К качественным характеристикам социальных способностей относятся: возможности компенсации одних способностей другими; позитивный и негативный характер социальных способностей; динамический характер способностей; возможность количественных измерений способностей (см. Приложение 3).

Исходя из положения, что социальные способности отражают потенциальные возможности человека по взаимодействию с социальной средой, с социумом, в структуре социальных способностей следует выделить: а) социальные способности к социальной деятельности (способности понимать и включаться в различные виды социальной деятельности, умение реализовать педагогический потенциал социальной деятельности для разрешения проблем социализации личности, способность развивать педагогический потенциал социальной деятельности и т.д.); б) социальные способности к социальным отношениям (способности понимать и включаться в социальные отношения, умение реализовать педагогический потенциал социальных отношений для разрешения проблем социализации личности, способность развивать педагогический потенциал социальных отношений и т.д.); в) социальные способности к взаимодействию с социальными институтами (способности к установлению деловых контактов, обмену информацией с социальными институтами, умение согласовывать свои взгляды, действия с представителями различных социальных институтов, навыки организации совместных мероприятий с социальными институтами, способности реализовать педагогический потенциал социальных институтов в разрешении проблем социализации личности и т.д.); г) социальные способности к взаимодействию с другими индивидами (способности к пониманию и взаимодействию с другими индивидами по развитию социальных потребностей, социальных ценностей; умение использовать педагогический потенциал отдельных индивидов, специалистов, для разрешения проблем социализации личности и т.д.).

Рассмотренное соотношение задатков и социальных способностей показывает, что хотя развитие способностей зависит от природных предпосылок, которые неодинаковы у разных людей, однако социальные способности не столько дар природы, сколько продукт социализации человека. Проявление социальных способностей находится в прямой зависимости от конкретных условий существования социума и конкретных способов (методики) освоения социального опыта (формирования соответствующих знаний и умений), наработанного людьми в ходе удовлетворения потребностей общества. Подмечено, что возникновение интереса к той или иной социальной деятельности тесно связано с пробуждением способностей к ней и служит отправной точкой для их развития. "Наши желания, – по словам Гете, – предчувствия скрытых в нас способностей, предвестники того, что мы в состоянии будем совершить".

Упрочившиеся желания и интерес ребенка к социуму – это "лакмусовая бумажка" его социальных способностей, сигнал, который должен заставить окружающих задуматься – не дают ли себя знать зарождающиеся социальные способности.