Лекция 2. Индивидуальное поведение в организации

В результате изучения материала главы студент должен:

знать

• методы управления поведением индивида в организации для повышения ее эффективности;

• базовые типологии личности для понимания индивидуального поведения в организации;

уметь

• выявлять лидерский потенциал индивидов в организации;

• налаживать межличностные, групповые и организационные коммуникации;

• критически оценивать личные достоинства и недостатки;

владеть

• навыками управления поведением индивида в соответствии с критериями эффективности деятельности организации;

• методами диагностики типа личности для понимания организационного поведения;

• навыками оценки результатов диагностики лидерского потенциала сотрудников.

Факторы, определяющие поведение индивида

В психологии личность понимается как устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общности. Это понятие отражает общие и уникальные характеристики человека, которые отвечают за согласованные проявления его чувств, мышления и поведения и могут быть использованы для самопознания, сравнения, понимания сущности индивида.

При изучении специфики индивидуального поведения в организации важно акцентировать внимание на таких факторах поведения, как возраст (50-летние не так часто проявляют активное недовольство руководством из-за опасения увольнения), пол (женщины вынуждены больше, чем мужчины, уделять внимания семейным проблемам), физические возможности (работа людей с ограниченными возможностями имеет свою специфику), принадлежность к этнической группе (например, в американских компаниях в структуре рабочей силы растет доля латиноамериканцев, азиатов).

Существуют базовые детерминанты развития личности. Это, прежде всего, наследственность и факторы окружающей среды. С тем, что наследственность влияет на личность, согласны далеко не все. Всегда возникают вопросы, что определяет агрессивное поведение подростка: возраст, гены, проблемы в семье, влияние улицы и т.п. Но вероятно наследственность устанавливает некие границы возможностей человека (склонность к языкам, точным наукам, к искусству), а уже окружающая среда либо способствует развитию талантов человека, либо препятствует. Говоря об окружающей среде, мы имеем в виду культурные факторы (нормы, верования, ценности), социальные факторы (семью, референтные группы, группы членства, рабочие группы), ситуационные факторы.

Важно обращать внимание на психические свойства личности (характер, воля, память и др.). Характер – индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях его поведения и отношении к людям и окружающей действительности. Характер формируется в течение жизни человека. На характер ребенка влияют и родители, и школа, и сверстники, и книги. Воля – это способность индивида совершать целенаправленные действия, требующие преодоления трудностей (иногда преодоления себя). Мы можем оценивать выдержку человека, решительность, целеустремленность. При оценке персонала необходимо обращать внимание на воображение человека (особенно, если мы ищем человека творческого, мыслящего нешаблонно), его память, эмоциональность (умение контролировать или проявлять свои эмоции).

Изучая индивида, менеджеры обращают внимание на следующие характеристики личности.

Самооценка. Это собственная оценка своей значимости, отношение к самому себе. Основу самооценки составляет система ценностей индивида, набор личностных смыслов. Самооценка выполняет функции регуляции поведения и самозащиты, влияя на поведение индивида, его взаимоотношения с окружающими. Самооценка зависит от ситуации, мнения других людей, личной удачливости. Самооценка сильно воздействует на поведение человека в организации, например, в плане выбора профессии, постановки целей. Высокая самооценка предполагает больший риск при выборе профессии, постановку более сложных целей и задач, а низкая самооценка порождает неверие в собственные силы, излишнюю зависимость от влияния окружающих. Довольно часто мы встречаемся с искаженной самооценкой: либо излишне завышенной (что часто бывает при чрезмерной опеке и создании "культа личности" ребенка слишком заботливыми и честолюбивыми родственниками), либо излишне заниженной самооценкой (когда ребенок с детства слышит фразы, подобные таким: "откуда у тебя руки растут", "вот Маша какая умная девочка, а с тебя что взять", "растяпа" и др.). Очень важно формировать адекватную самооценку личности.

Локус контроля. Дж. Роттер предложил свою теорию локуса контроля для оценки того, насколько индивид чувствует себя в состоянии контролировать свою собственную жизнь. Где находится источник контроля над судьбой человека – внутри него самого или все определяется внешними силами? Внешний (экстернальный) локус контроля характеризуется тем, что индивид объясняет жизненные события влиянием внешних сил и обстоятельств. От человека мало что зависит: "мы все – заложники судьбы", "я опоздал, потому что пробки, а не потому, что не выехал заранее", "я не успел ничего сделать, так как заболела моя любимая бабушка". Экстерналы более экстравертированы и в большей степени ориентированы на мир вокруг них. Интернал (человек с внутренним локусом контроля) считает, что человек сам может влиять на ход своей жизни, все, что происходит – это результат собственных решений ("мы – хозяева своей судьбы"). Прежде всего, надо спрашивать с себя: все ли ты сделал для того, чтобы добиться чего-либо. Интересно, что локус контроля имеет в том числе и культурную обусловленность. Так, американцы в подавляющем большинстве являются интерналами (что объясняется системой воспитания – это твоя жизнь, твои решения, твой выбор и т.д.), а русские, итальянцы, латиноамериканцы отличаются большей экстернальностью (в Москве вообще практически любые неудачи можно при желании связать с пробками).

Экстерналом и интерналом управляют по-разному. Экстернал лучше работает в условиях директивного управления, его поведение в организации сильно зависит от поощрений (внешнее стимулирование), для интернала прежде всего важна удовлетворенность трудом, самостоятельность, отсутствие жесткого внешнего контроля. Интерналы более настойчиво собирают информацию, они более независимы и полагаются на свои собственные суждения.

Авторитаризм – это модель поведения, основанная на убеждении, что в организации обязательно должны существовать статусные и властные различия, власть и контроль – это то, что держит организацию как единое целое. Люди с высокими показателями авторитаризма очень почтительны с людьми более высокого статуса, пренебрежительны к подчиненным, всегда следуют правилам. Считают, что любые правила, законы, инструкции, предписания необходимо соблюдать вне зависимости от субъективного мнения об их содержании. Для таких сотрудников начальник всегда прав, он все знает лучше и не может ошибаться.

Макиавеллизм. Название происходит от имени итальянского философа и политика Никколо Макиавелли и понимается, как искусство манипулирования и сохранения контроля над окружающими. Данная черта характеризует человека крайне прагматичного, ориентированного на карьеру. Такой индивид не "обрастает" привязанностями, всегда сохраняет эмоциональную дистанцию с коллегами, стремится к манипулированию ими. Другие для него – лишь средство для достижения своих целей.

Ориентация на достижение. Человек с такой потребностью стремится выполнять поставленные задачи лучше, чем он это делал раньше, преодолевая препятствия (правда, небольшие). Легкие задачи неинтересны (нет преодоления, нет чувства гордости за себя), очень трудные задачи – тоже плохо, так как высока вероятность не добиться поставленных целей. Человек ставит задачи средней сложности, но при их выполнении испытывает чувство глубокого удовлетворения. Индивид с выраженной ориентацией на достижение стремится все свои дела доводить до конца, чтобы "поставить очередную галочку".

Догматизм – это отсутствие сомнений в собственной правоте, неспособность переоценить то, что сделано. Это вера в некие незыблемые истины, неизменные правила и др.

Самоконтроль. Проявляется в способности адаптировать свое поведение к требованиям ситуации, умении держать свои чувства и эмоции под контролем. Люди с высокой степенью самоконтроля скрывают свое истинное отношение к тем или иным событиям, людям и явлениям. Они умело подстраиваются под поведение окружающих, склонны к конформизму (особенно, если им выгодно не выражать свое мнение, отличное от других). Люди с выраженным самоконтролем гибко меняют свой стиль поведения и управления в зависимости от ситуации, типа подчиненных, задач.

Это – основные черты, интересующие руководство при оценке персонала и определяющие специфику поведения сотрудника в организации.